Много тайн и загадок о древних цивилизациях хранит наша планета. Они разбросаны по всей земле. Есть небольшие объекты, а есть, поистине, грандиозные сооружения. Одним из таких, является храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже. О нем упоминали в Европе в шестнадцатом и семнадцатом веках. Но тогда никто им всерьез не заинтересовался. И только в девятнадцатом веке Ангкор получил свое второе рождение. А в конце двадцатого вошел в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Камбодже есть чем гордиться. Шелком, драгоценными камнями, пряностями, морепродуктами, мастерами прикладных искусств. Но все это затмевается одним Ангкор Ватом. Его по праву считают одним из самых больших рукотворных творений на земле. Сколько уже было сказано восторженных слов о нем. Однако тайну его создания так и не смогли приоткрыть. До сих пор нет однозначной даты основания Ангкора. И вся информация о нем остается пока на уровне легенд и гипотез. Да и как еще можно относиться к таким противоречивым сведениям. Предания гласят, что Ангкор Ват был построен за 40 лет. Но простейшие арифметические расчеты показывают, что если бы армия рабочих состояла, даже, из 30 000 человек, а по тем временам это немалая цифра, то на строительство ушла бы не одна сотня лет. И это только неквалифицированный труд. А сколько времени заняла бы резьба каменных барельефов, можно только догадываться. Почти все поверхности храмового комплекса, за исключением полов, покрыты каменной резьбой. Их площади равны не сотням, а тысячам квадратных метров. Даже в наше время трудно представить такие строительные объемы.
Рассказывать об этом можно сколько угодно, но лучше Ангкор Ват увидеть своими глазами. Впечатление о нем трудно передать. Сначала вы будете смотреть на храмы и водоемы восхищенными глазами. Но когда поймете и осознаете их масштабы, слов просто не останется. Единственное, что вы сможете сказать, это будет только слово «да-а». По преданию, слоны были самым популярным индивидуальным транспортом у древних кхмерских вельмож. У самого входа в храмовый комплекс стоят запряженные слоны, поджидающие седоков. Заказав верховую прогулку, у вас есть возможность почувствовать себя высокопоставленной персоной проплывающей над улицами древнего Ангкора, восседая на спине слона. Погонщики одеты в красную униформу особого покроя. Вереница слонов, везущих туристов, напоминает торжественную процессию. Не хватает только сопровождающих воинов.
Начинаем путешествие по Ангкору. По обеим сторонам дороги, ведущей к проходу через башню, стоят демоны, держащие огромных змей. Реставрация видна уже здесь. Обезглавленным, вандалами и временем, демонам вернули недостающие части тела. Камень пока еще выделяется своей новизной. Но пройдет совсем немного времени, и его нельзя будет отличить от оригинальных творений.
Все башни Ангкора сделаны в одном стиле – четыре лица в каменной невозмутимости смотрят по сторонам света. Возможно, в этом подразумевался какой-то символизм. Пройдут века, сменятся правители, изменится жизнь, но покой на каменных лицах останется неизменным. В каком-то смысле это так и есть. За тысячу лет Ангкор пережил расцвет и падение, забвение на века и второе рождение, но выражение лиц ничто не смогло изменить. Все также равнодушно они смотрят на крохотных людей, проходящих перед ними.
Огромная территория Ангкор Вата поражает воображение. Непрерывная череда храмов сливается в одну сплошную ленту. Сложно запомнить все их названия. От избытка информации память отказывается их фиксировать. Все внимание сосредоточено на архитектуре. Бесконечные барельефы похожи на сериалы из древней истории. И это не просто картинки, а сюжеты, увековеченные в камне. Каким же мастерством должны были обладать резчики. Каждое изображение – произведение искусства. У мастеров не было права на ошибку. Все барельефы делались, когда сооружение было уже построено. Но это только видимая часть. Когда вы будете осматривать храмы Ангкора, невольно поймаете себя мысли, что здесь везде только камень. Другого материала нет. Окна, вместо стекол или металлических решеток, закрыты частыми колоннами. Балки перекрытий каменные. Даже крыши, похожие на черепичные, сделаны из каменных блоков с хитрыми замками. Нигде нет ни капли раствора. Но за тысячу лет существования Ангкора, если сооружения остались в первозданном виде, в них не видно даже подтеков на стенах от тропических ливней. Конструкция и подгонка каменных блоков крыш такая идеальная, что ни одна дождевая капля не попадала внутрь помещений.
Еще больше загадок добавляют записи испанского миссионера Марсело Рибандейро. В далеком 1601 году он обнаружил руины древнего храма в окрестностях озера Тонлесап. Миссионер был человеком думающим, и его поразили многие странности, которые он отразил в своей книге о путешествиях по странам Юго-Восточной Азии. В частности он писал: «Есть в Камбодже руины древнего города, который, по мнению некоторых, был построен римлянами или Александром Македонским. Примечательно, что никто из туземцев не может жить в этих руинах, и они служат прибежищем диким зверям. Эти язычники считают по традиции, что город должен быть восстановлен чужеземным народом». Самое большое удивление у Марсело Рибандейро вызвало то, что традиции кхмеров не позволяли строить каменные здания. Получается, что кхмеры имеют такое же отношение к Ангкору, как и египтяне к своим пирамидам. Но сейчас, чтобы не нарушать стройную теорию развития человечества, нам предлагают исторические хроники на уровне легенд, о правлении королей и периодов строительства Ангкор Вата, которые ничего не объясняют. Так что у вас есть шанс прикоснуться к культуре неведомой цивилизации.
Реставрационные работы в храмовом комплексе Ангкор Ват продолжаются и в наши дни. Сложно сказать, сколько еще времени они могут продлиться. Из набора каменных блоков им нужно восстановить древнее сооружение. Представьте себе тетрис, но не на экране, а с реальными элементами, обладающими немалым весом. Но здесь нужно сложить уже готовые блоки в нужном порядке, а древним строителям приходилось их еще и изготавливать. Целые поля заготовленных и пронумерованных элементов лежат возле реставрируемых храмов.
Большой поток туристов привлекает сюда местных жителей. Одни пытаются честно заработать хоть несколько долларов, предлагая нехитрые поделки. Но много и откровенных попрошаек. Они будут долго следовать за вами, повторяя на разные лады “one dollar”, пока вы им вежливо, но твердо не дадите понять, что им ничего не светит. Хотелось бы предупредить и об откровенных провокациях. К вам могут подойти дети с простенькими браслетиками или какими-нибудь безделушками, уговаривая принять их в подарок. Не стоит принимать это за чистую монету. Как только вы возьмете вещь, у вас могут начаться серьезные проблемы. Вас обвинят в том, что вы обидели ребенка. Отобрали сувенир и не захотели за него платить. В Камбодже действует программа по защите детей, и оказывается, вы совершили серьезный проступок. Возможно, проблему получится благополучно разрешить, но настроение будет испорчено.
На аллеях храмового комплекса можно нередко увидеть небольшие оркестры народных инструментов. Музыканты приходят сюда заработать немного денег. В самих оркестрах ничего необычного нет. Традиционные кхмерские музыкальные инструменты. И мелодии они играют традиционные. Необычное в самих музыкантах. Они все инвалиды. Кто-то без одной или двух ног, кто-то без руки. Это жертвы мин, оставшихся после индокитайской войны. Когда американцы засеивали огромные участки джунглей противопехотными минами. Когда разбрасывали взрывные устройства замаскированные под какие-нибудь обычные предметы. Самыми изощренными были мины в виде детских игрушек. От них погибло или стало инвалидами очень много детей. Даже сегодня не стоит самостоятельно заходить куда-нибудь в джунгли. Лучше не рисковать.
От мин страдают не только люди. Есть на территории Ангкора «обезьяний лес», куда приезжают туристы покормить обезьян. Там иногда можно встретить животных, лишившихся конечностей. В дикой природе им было бы сложно выжить, но накормленные туристами, они чувствуют себя прекрасно. Настолько прекрасно, что стали себя нагло вести. Сами отбирают у туристов бананы, а если встречают сопротивление, то угрожающе скалят зубы. С дикими животными стоит быть осторожней.
Можно сколько угодно спорить о происхождении Ангкор Вата, о технологии его строительства, об истории его правителей, но лучше на время забыть об этом, и насладиться величественными видами храмов. Посетить одноименный центральный храм, окруженный со всех сторон водой. Пройти вдоль Галереи Слонов. Сфотографироваться на фоне деревьев, перелезающих через крыши храмов. И осознать, что вы прикасаетесь к одной из самых интересных, но так и не раскрытых тайн, нашего не такого далекого прошлого.