После недолгого ожидания садимся в автобус и отправляемся из аэропорта в город. При входе есть два способа оплаты. Первый – при помощи транспортной карты, но, как правило, по прилету ее у вас нет. Второй – наличными, которые опускаются в специальную «копилку» возле водителя. Но здесь есть одна тонкость – сдачи вам не дадут. Поэтому об этом лучше позаботиться заранее, и в аэропорту разменять немного монет. Вообще, при путешествии по Гонконгу лучше иметь в кармане звонкую мелочь. Не всегда и не везде можно разменять даже мелкую купюру. Если у вас хватит обаяния, то можно попытаться сделать это в одном из многочисленных отделений Western Union.
Как вы думаете, какие самые лучшие места в двухэтажном автобусе? Конечно же, впереди на втором этаже. Через огромное лобовое стекло открывается панорама убегающей вдаль дороги. Вы даже не едите, а плывете на низколетящем транспортном средстве. Перед вами только дорога, на которую вы взираете с приличной высоты. Сидеть здесь интересно, но немного страшно. Особенно когда автобус разъезжается с какой-нибудь крупногабаритной машиной. Но водители хорошо знают свое дело, виртуозно вращая рулевое колесо в белых перчатках.
Пришлось наблюдать ситуацию, когда упавшее дерево почти полностью перекрыло проезжую часть. Стало понятно четкое распределение функций. Задача водителя – обеспечение безопасности пассажиров и доставка их к месту назначения. Он извинился за вынужденную задержку, но не разрешил выходить наружу, чтобы случайное транспортное средство, объезжающее автобус, не сбило кого-нибудь из пассажиров, за которых он несет ответственность. Устранение дорожных препятствий входит в обязанности полиции и соответствующих служб. Спустя немного времени автобус отправился по маршруту дальше, а водитель не утратил белизну своих перчаток.
У многих маршрутов автобуса движение круглосуточное. Причем интервал между ночными рейсами не на много отличается от дневных. Можно сказать, что жизнь в Гонконге не замирает ни на минуту. Слаженность дорожных служб и организация движения не дает образовываться пробкам. Но и культура вождения играет не последнюю роль.
Огромная поверхность двухэтажных автобусов и мобильность – идеальный инструмент для рекламных акций. Все последние известия и события в жизни Гонконга можно узнать из рекламных баннеров, нанесенных на борта автобуса. Иногда реклама дублируется даже на крышах. Но там-то зачем? Ведь высота автобуса и так немаленькая. Это да, но Гонконг многоуровневый город. Переходные галереи протянулись от здания к зданию. Это вотчина пешеходов. Можно проходить целые районы города, не спускаясь вниз на тротуар. И реклама на крышах здесь как раз будет кстати.
Есть еще вертолеты, постоянно курсирующие над городом, но с них баннеры рассмотреть будет сложно. Смена рекламы происходит оперативно. Если сроки экспозиции, какой либо выставки закончились, то в этот же день произойдет смена баннеров. Приятно было в Гонконге из автобусной рекламы узнать о проходившей выставке изделий фирмы Фаберже из России. Информация обо всех новинках кинопроката помогает определиться с выбором. Очень действенный способ рекламы.
Наряду с двухэтажными автобусами есть и обычные, но они не так интересны. Другое дело, туристические. Они называются по имени компании, организующей экскурсии по городу, Big Bus. Это тоже двухэтажные автобусы, но с открытым верхом. Сидения находятся прямо под открытым небом, позволяя вкруговую любоваться панорамами города. Об автобусах и компании стоит рассказать немного подробнее.
Сеть представительств компании Big Bus Tours, кроме Гонконга, предлагает аналогичные автобусные туры по еще двенадцати городам мира, таким как Лондон, Шанхай, Вашингтон, Лас-Вегас, Филадельфия, Париж, Будапешт, Абу Даби и другим. Но мы сейчас в Гонконге. Здесь предлагается три цветных маршрута. Красный – по острову Гонконг, синий – по полуострову Коулун и зеленый – в Стенли. Дополнительно есть еще и ночной маршрут по Коулуну. Главное, чтобы не подвела погода и не пошел дождь. Хоть и выдадут накидки, но кататься всю ночь под дождем удовольствие весьма сомнительное.
Билеты на автобусные экскурсии можно приобрести в гостиницах, туристических агентствах и точках обслуживания клиентов компании. Представителей Big Bus Tours легко узнать по красным форменным жилетам с соответствующей надписью на спине. Маршруты подобраны так, чтобы можно было посетить сразу все основные интересные места. Билеты дают право выходить на остановке в любом понравившемся месте, чтобы посетить достопримечательности. Потом можно садиться на очередной проходящий автобус и двигаться дальше. Билет «премиум» действителен в течение 24 часов и позволяет воспользоваться любыми экскурсиями Big Bus Tours. Гидов в Гонконге заменяют аудиозаписи. Наушники вам выдадут, а язык будете выбирать самостоятельно из десяти возможных вариантов. Какой вам больше понравится.
Билеты есть «премиум» и «делюкс» на 24 и 48 часов соответственно. В их стоимость включен билет в оба конца на трамвай до пика Виктории и вход на обзорную площадку Sky Terrace. А также переправа на пароме Star Ferry в оба конца и поездка на сампане. Это такой красивый кораблик с красными парусами. Отправление автобусов ежедневно по расписанию с 9.30 по 18.15.
Автобусы не единственный двухэтажный транспорт в Гонконге. Трамваи тоже двухэтажные, причем все. Когда, в начале прошлого века, появились такие трамваи, на верхнем этаже были только растения. Этакие клумбы на колесах. Потом уже стали полноценными оба этажа. В отличие от автобусов, в трамваях нет кондиционеров. Открытые окна их с успехом заменяют. Движение почти непрерывное. Зачастую в одном месте можно увидеть до шести трамваев движущихся в разных направлениях. Ничего необычного в этом нет, но дело в том, что трамвайная линия только одна и все трамваи идут по одному маршруту. Гонконгская традиция обклеивать баннерами автобусы распространяется и на трамваи. Приятно смотреть на индивидуальный тюнинг трамвайчиков.
В заключении, хотелось бы поделиться несколькими наблюдениями. В отличие от других стран Юго-Восточной Азии, скутеры в Гонконге больше похожи на мотоциклы. Да и мотоциклов немало. Для кого-то они заменяют автомобиль. Надо полагать, на них ездят на работу, потому что на парковках они стоят целый день. Каждый уважающий себя мотоциклист, обязательно накрывает чехлом своего двухколесного друга. Вот эти чехлы и привлекли внимание. Даже не столько сами чехлы, сколько одна небольшая деталь. В том месте, где находится регистрационный номер, в ткани вырезано небольшое окошко и туда пристрочена прозрачная пленка. Мелочь, конечно, но очень удобно. Если нужно найти свой мотоцикл среди множества подобных, накрытых чехлами, достаточно посмотреть на номера.
Еще одно наблюдение относится к способности Гонконга не бояться внедрять и испытывать новые технологии. Электромобили пока еще настолько редки, что говорить о какой-то сервисной сети для них – это что-то из области научной фантастики. Но не для Гонконга. Здесь не только электромобили серьезные, но уже есть и штатные точки зарядки.
Можно не сомневаться, что пройдет не так уж много лет, и машины с двигателем внутреннего сгорания будут таким же редким явлением в Гонконге, как сейчас электромобили. Весь транспорт станет экологически чистым. В конечном итоге, это будущее здоровье нации. И это уже не фантастика, а сегодняшняя реальность.