Как только Гонконг, в самый канун Миллениума, перешел под юрисдикцию Китая, был основан музей Культурного наследия (Hong Kong Heritage Museum). С 2000 года в его залах было выставлено немало интереснейших экспозиций. В феврале 2013 года здесь состоялся вернисаж выставки «Фаберже: наследие императорской России», приуроченной к празднованию 400-летия Дома Романовых. На пятилетний срок заняла свое место экспозиция, посвященная жизни и творчеству легенды Гонконга – Брюсу Ли. Она открылась в год сорокалетия смерти актера. Кроме того, в музее Культурного наследия Гонконга есть и ряд постоянных экспозиций.
Несколько залов музея посвящены кантонской опере. Здесь раскрываются многие секреты непростой подготовки зрелищного выступления. Начиная от сложной техники нанесения грима и изготовления костюмов, до музыки и самого танца. Каждый персонаж кантонской оперы имеет свой определенный типаж. И порядок нанесения грима индивидуален. Попробовать себя в качестве гримера и актера можно на специальном мониторе с пультом управления. Вам нужно встать напротив камеры, чтобы сделать свою фотографию, и выбрать определенного персонажа, кем вам хочется быть. Специальная компьютерная программа наложит на ваш портрет соответствующий рисунок. Причем вы можете выбирать и женские, и мужские роли.
Экспозиция музея рассказывает историю кантонской оперы с древних времен до наших дней. Макеты гримерных и классических зданий оперных театров. Музыкальные инструменты и костюмы. Здесь можно посмотреть отрывки из отдельных спектаклей. В классической кантонской опере кроме традиционных китайских музыкальных инструментов сейчас используются и более современные. Целая галерея посвящена струнным и смычковым инструментам. Для передачи эмоционального состояния вполне достаточно двух струн и длинного грифа. Реже встречается три струны, а, уж, если инструмент четырехструнный, то гриф ограничивается всего тремя ладами. Одна октава помещается и хорошо. Зато интересен материал, применяемый для этих музыкальных инструментов. В дело идут бамбук, кокосы, кожа рептилий. На одной из витрин, рядом с барабанами на складных подставках, расположился саксофон. Кажется, что он попал сюда по ошибке. Настолько разительно он отличается от других инструментов.
В кантонской опере, как и в любом другом виде театрального искусства, есть свои звезды. В отдельной витрине представлены украшения знаменитых актрис. Возможно, организаторы экспозиции хотели показать эволюцию театральных украшений во времени. Все эти звезды блистали на сцене в разные годы. Но почему-то наиболее благоприятное впечатление оставляют украшения, сделанные в первой четверти прошлого века. Возможно, это объясняется выбором владелицы, а может, тогда еще творчески относились к своему делу. Есть в них какая-то респектабельность и основательность.
О костюмах стоит рассказать особо. Все в них полно символизма. Нет ничего случайного. По ним можно безошибочно определить статус и характер персонажа. Жесткие головные уборы, больше похожие на короны, с богатыми украшениями неотъемлемый атрибут королей, маршалов, генералов и министров. Мягкие шляпы принадлежали простолюдинам, монахам или комедийным персонажам. Большое значение придавалось и обуви. Она больше похожа на балетные пуанты. Нижняя часть сделана в виде башмачков очень маленького размера, а голенища из ткани особым образом обматывались длинными узкими бинтами, чтобы зафиксировать ногу в нужном положении. Каждый вид обуви имел свое название и был характерен только определенным типам персонажей. Объединяло их то, что вся обувь увеличивала рост актеров.
Несколько витрин посвящено оперным аксессуарам. Это и оружие, и веера, и многое другое. Воспроизведенный макет костюмерной больше похож на огромный чемодан. Так плотно в нем развешены театральные костюмы. Чтобы лучше рассмотреть наряды, можно пройти мимо галереи стеклянных шкафов, в которых выставлены костюмы известнейших исполнителей прошлых лет. Здесь можно увидеть целую коллекцию афиш и записей оперной музыки на старом добром виниле. Большинство из выставленных здесь двадцати тысяч экспонатов, посвященных кантонской опере, были пожертвованы поклонниками этого вида искусства, учеными и известными художниками кантонской оперы. К слову сказать, отец легендарного Брюса Ли был актером кантонской оперы.
Экспозиция истории Новых территорий ГонконгаВ Hong Kong Heritage Museum открыта постоянная экспозиция, посвященная истории освоения Новых территорий Гонконга. Начинается она макетами прибрежных домов и рыбацких лодок. Конечно же, модели очень рафинированы. На них нет следов разрушения дерева от морской воды, нет запаха рыбы и водорослей, не ощущается реальная атмосфера беднейших трущоб. Просто визуальная реконструкция.
Почти все традиционные промыслы старого Гонконга были связаны с морем. Рыбная ловля, изготовление креветочных соусов и сушеных морепродуктов, морская торговля. Вероятно, традиции были так сильны или бедность так безмерна, но до 1960 года основными рыбацкими судами были парусные джонки. Только в 1948 году начинают использоваться моторные лодки.
При освоении Новых территорий Гонконга развился еще один вид ручного производства. Большим спросом пользовались стеганые одеяла. Можно сказать, что это был сезонный бизнес, начинающийся с конца лета и заканчивающийся весной. Он длился около семи месяцев. После Второй Мировой войны в течение двадцати лет был «золотой век» производства стеганых одеял.
В Гонконге до сих пор можно встретить мастерские по изготовлению одеял ручной работы. Интересен сам технологический процесс. Хлопковую массу раскладывают ровным слоем по размеру будущего одеяла и распушивают специальным инструментом, похожим на лучковую пилу. Только вместо ножовочного полотна на ней натянут шнур. Но, наверное, самым ответственным этапом производства одеял можно считать «армирование» хлопкового мата. Его делают два человека. Предварительно закрученную нить синхронно опускают на основу одеяла. Нить, раскручиваясь, наматывает на себя ворсинки хлопка, прижимаясь к мату. «Армирование» делается по диагонали с определенным шагом. Когда этот этап закончен, то хлопковая масса превращается в цельное полотно, которое потом обшивается тканью с обеих сторон. Вот и получилось настоящее стеганое одеяло.
В музее Культурного наследия есть несколько тематических галерей, посвященные различным направлениям искусства. Одна из галерей называется «Звуки в траве». Она посвящена насекомым в китайской живописи. С давних пор в человеческую жизнь вошли неотъемлемой частью насекомые. Но не стоит сразу концентрировать внимание на мухах, комарах и тараканах. Кроме них есть еще пчелы и шелкопряды. Китайская живопись полна символизма и насекомые не исключение. Так, например, бабочка с разноцветными крыльями символизировала романтическую любовь, цикада означала целостность учений, а кузнечик был символом памяти и устремлений. В этой галерее выставлены избранные работы художника Chao Shao-an. Его картины не перегружены визуальной информацией, но полны внутреннего смысла. Здесь же представлено рабочее место художника, его кисти, краски, ступки для измельчения пигментов.
Еще одна галерея посвящена литографии и печати. Первые современные работы гонконгских мастеров с использованием резных матриц появились в промежутке 30-50 годов прошлого века. В экспозиции представлены штучные матрицы для одноцветной печати, и целые наборы для многоцветной. Все как в настоящей типографии, но только ручная работа и на деревянных досках. Для каждого цвета на изображении, в наборе есть своя матрица, с вырезанными на ней элементами только одного цвета. Лист бумаги поочередно накладывается на матрицы и на нем последовательно отпечатываются разные элементы рисунка. После полного цикла получаем конечное изображение. Некоторые штучные матрицы могли применяться и для многоцветной печати, но очень простой. Мастеру приходилось самостоятельно наносить на отдельные участки разные цвета. После получения отпечатка рисунок раскрашивался вручную. Что-то похожее на книжку-раскраску, где обозначены только контуры. Тематики жанра, сами матрицы с готовыми рисунками можно посмотреть в нескольких залах экспозиции.
Но это только малая часть того, что можно увидеть в Hong Kong Heritage Museum. Поэтому наша экскурсия на этом не заканчивается.