Для посещения древних балийских храмов, стоит обосноваться на несколько дней в Убуде. Отсюда удобно добираться почти до каждого значимого объекта. Только в Tanah Lot ближе ехать из Денпасара. На многие храмы рекомендуют попадать на рассвете или закате. Но если вы приедете в середине дня, то много не потеряете, если, конечно, не являетесь страстным фанатом пейзажей на фоне лучей заходящего солнца. В Убуде можно запланировать себе любой маршрут. Хороших мест, которые стоит посетить, так много, что этому стоит посвятить, как минимум, пару дней. Какой смысл лететь сломя голову только ради того, чтобы сказать «Я здесь был!». Осмотр храмов требует соответствующего душевного настроя. Это не те объекты, которые следует посещать мимоходом.
Происхождение храмового комплекса Gunung Kawi достоверно никому неизвестно. Есть официальная версия, что это гробницы короля Анака Вунгсу, его жен и наложниц. Но с полной уверенностью это никто утверждать не берется. Однако, каждый исторический объект, предназначенный для посещения туристами, должен иметь свою красивую историю. И чем больше в ней будет романтических и драматических подробностей, тем больше будет восхищенных посетителей. Поэтому примем версию про короля Анака и его женщин за основу, и отправимся на осмотр Gunung Kawi.
Вход для туристов во все храмы, если они являются достопримечательностями, платный. Но цена довольно символическая. На входе вам повязывают саронг. По традиции, на территорию храма нужно входить в соответствующей одежде. И это, наверное, правильно. Внешняя форма определяет содержание. Используя национальную одежду, и мысли настраиваются на индонезийский лад. Точнее было бы сказать «на балийский». Бали – это особый остров, который обладает, только ему свойственными, чертами и традициями. А вся Индонезия напоминает огромное лоскутное одеяло, где каждый лоскут не похож на другой. Но не будем задерживаться. Впереди нас ждет немало интересного и удивительного.
От входа, где повязали саронг, проходим мимо стандартного набора придорожных сувенирных лавок. Все как везде, поэтому можно даже не останавливаться. Ступени дорожки круто спускаются вниз к небольшому мостику, на котором непреодолимо хочется остановиться. Под мостиком проходит оросительный канал с кристально чистой водой, бегущей на зеленые рисовые террасы. Журчание потока сливается в какую-то умиротворяющую мелодию. Странно. Нет никаких достопримечательностей, а уходить не хочется. Но надо.
По обеим сторонам дорожки открываются виды на рисовые плантации. Небольшие уступы складываются в живописные террасы. Яркая зелень рисовых стеблей кажется нереальной. Вода заполняет ярусы, сверкая на солнце сквозь листья побегов. Но за этой красотой скрывается тяжелый труд фермеров. По колено в воде они сажают рис и собирают его вручную. На такие поля не загонишь технику. Террасы устраиваются, чтобы максимально использовать земли на склонах. То, что вызывает восхищение у стороннего наблюдателя, оборачивается тяжким трудом для рисоводов.
Следующие ступеньки приводят к мастерам, выставившие свои изделия вдоль дорожки. Рядами стоят ажурные скорлупы кокосовых орехов, больше похожие на кружева. Драконы соседствуют с сюжетами из Рамаяны, а неведомые растения с буддистскими и индуистскими темами. Тут же мастера творят новые произведения, прорезая многочисленные отверстия в необычном материале.
Еще одним видом представленного здесь творчества является резьба по кости. На выбеленной коровьей кости вырезаются целые картины. Отдельные элементы резьбы не толще волоса. Столь тонкая работа может вызвать сомнение в ручном происхождении. Напрашивается предположение о литом пластике. Но не сомневайтесь, это именно кость и именно ручная работа. Если хочется убедиться окончательно, внутри изделия остаются осколки материала. Попробуйте их поджечь и почувствуете характерный запах. Все натуральное, даже не сомневайтесь.
Но не сувениры являются целью нашего визита сюда. Еще несколько десятков ступеней вниз, сквозь поднимающиеся с двух сторон высокие каменные стены прохода. Налево ведет дорога к первому скальному ансамблю. Четыре огромных сооружения в пещерах, высеченных в каменном склоне. Они похожи на мавзолеи или гробницы. Словно резные ларцы с причудливой архитектурой и впечатляющих размеров. Это действительно древние творения. Подтверждением служит каменная лестница ведущая к пещерам. Элементы полигональной кладки позволяют отнести Gunung Kawi к IX-X векам, что согласуется с официальной версией о возрасте храмового комплекса. Напротив этих четырех пещер, на другой стороне реки, стоит еще пять таких же гробниц. Словно они с грустью смотрят друг на друга, разделенные водным потоком.
Огромная каменная площадка перед пятью гробницами, впечатляет. Воображение рисует грандиозные церемонии в период расцвета древнего балийского царства. Невольно проникаешься духом времени. Такое место не терпит суеты. Даже рыбы в небольшом бассейне, полные достоинства, плавают не спеша. Слышны только звуки реки внизу и небольшого водопада слева от гробниц. Идеальное место для медитаций. Наверное, это понимали и в древние времена. Справа в скалах высечены кельи для монахов. Чтобы попасть к ним, нужно пройти через действующий храм.
К кельям ведет скромный проход через каменную арку. Глядя на него, даже не подумаешь о том, что ждет внутри. Гуляя по лабиринту переходов, попадаешь во все новые и новые кельи. Условия для монахов в высшей степени аскетические. Сквозь своды сочится вода. Холод от камня. Обычному человеку здесь не продержаться и двух дней. В таком месте проверяется истинная вера паломников.
Если пройти через храм и подняться выше по неприметной тропинке, то можно увидеть высеченное в скалах целое «общежитие». Несколько отдельных жилых блоков с каменными навесами стилизованных под крыши домов. В древности эстетике уделяли большое значение. Кельи монахов это не просто норки в скальной породе, а жилые помещения правильной формы и определенной квадратуры. Было бы не удивительно, если бы археологи когда-нибудь обнаружили древний свод строительных норм и правил для сооружения религиозных и культовых объектов. Настолько все здесь подчинено четким линиям и пропорциям.
Пройдя чуть дальше, можно попасть к еще одному святилищу. Предполагают, что оно сделано для какого-то высокопоставленного министра. Но это только версии. Как было на самом деле, никто не знает. Остров Бали надежно хранит свои тайны. А может и не надо ворошить прошлое? Когда вы гуляете по Gunung Kawi, не думаю, что так принципиально имя царя основавшего этот мавзолей, и мавзолей ли это. Просто очень хорошее место, которое стоит посетить. Здесь можно отключиться от суеты и проблем, скинуть с плеч накопившуюся моральную усталость и молча посидеть, ни о чем не думая. Посмотреть на живописные рисовые террасы и древний храм, почувствовать связь времен. И, внутренне, переродиться заново. Не для того ли вы сюда приехали?
Закончилась неспешная прогулка по Gunung Kawi. За небольшой промежуток времени, как будто, прожита целая жизнь. Переосмыслены какие-то духовные ценности, появились новые светлые мысли, немного изменились взгляды. В душе появились покой и умиротворение. Постарайтесь запомнить это состояние. В трудные моменты жизни, которые бывают у всех людей, просто вспомните Gunung Kawi, рисовые террасы и журчание воды. Всего пять минут воспоминаний и вы, вновь, полны сил. Состояние испытанное в Gunung Kawi – это самое ценное, что вы привезете с Бали. Никакие сувениры не сравнятся с этим. И запомните главное правило – никогда спешно не осматривайте храмы. Эти места не любят суеты. Добро пожаловать в Gunung Kawi!
Отель The Westin Resort Nusa Dua 5*
Отель The Westin Resort Nusa Dua 5*, расположенный на одноименном п ...
Отель The Legian Bali boutique 5* de Luxe
Отель The Legian Bali boutique 5* de Luxe — идеальное место для отды ...