Подъезжая к Убуду, понимаешь, что здесь живут мастера. Вдоль дороги выставлены резные изделия из камня. Большие головы Будд, персонажи из Рамаяны и духи острова Бали. Стройными рядами стоят фигуры животных и декоративные элементы для домашних храмов. На Бали какой-то культ камня. Можно подумать, что это единственный материал на острове. Бетонных отливок почти не встретишь. Не уважает их местное население. Для святых мест должен использоваться только камень. Очень часто, декоративные элементы для храмов изготавливают на месте из грубых заготовок. Поражает тонкость резьбы. У фигур сказочной птицы Гаруды прорисовывается каждое перышко, и, даже, зубы в раскрытом клюве. Что ж тут удивительного, птица-то сказочная. На ней летал Вишну.
Основным материалом для скульптур является камень вулканического происхождения. Его тут называют lava stone. А если учесть, что в Индонезии множество вулканов, которые почти все действующие, то недостатка в сырье нет. Вид только несколько мрачноват. Темно-серый цвет. Но иногда встречаются изделия из нефрита. Садовые фонтанчики, большие диски с отверстием, которые используют, как висящие украшения, и, конечно же, Будды. Но, это все, для нужд местного населения. Везти домой сувенир в несколько килограмм весом – нужно быть большим фанатом изделий из камня. Для туристов уже изделия другие. Небольшие по размеру, но тонкие по исполнению. Почти ювелирная работа.
В магазинах можно подобрать каменные сувениры на любой вкус. Будь то Ганеша, шкатулка или сюжет балийской мифологии. Даже хотя бы просто посмотреть и восхититься мастерством резчиков.
Если каменные изделия ориентированы на местных жителей, то деревянные поделки, скорее, для туристов. Но не все. Мебель идет все же и для балийских нужд. Под навесами стоят огромные спилы местных деревьев, годные для хорошего обеденного стола, персон так на 10-12. Большой выбор резной мебели. Красивая древесина, ажурная резьба.
Отдельным видом деревянных изделий являются двери. Вот где настоящие произведения искусства. Они сделаны в виде панно. На всей поверхности двустворчатой двери изображается какой-нибудь сюжет. Среди цветочных узоров спрятались драконы и герои Рамаяны. Изучение рисунка интересно, как чтение захватывающей книги. Только резчик знает, что и где он изобразил. А сторонний наблюдатель будет открывать для себя каждый раз что-то новое. Дополнением к дверям идут окна и наличники. На оконных створках продолжается сюжетная линия, изображенная на дверях. Наличники играют роль фонового сопровождения, украшенные узорами цветочной темы.
Глядя на изысканную резьбу, воображение рисует степенного опытного мастера преклонного возраста. Но эту работу делают совсем молодые парни, ловко орудуя простыми самодельными резцами. На подготовленную поверхность наносится рисунок, а потом убирается все лишнее. Так, вкратце, можно описать процесс резьбы. Но это то же самое, что описывать сельскохозяйственные работы, как - посадил зернышко и собрал урожай.
Деревянные сувенирыОтдельного разговора заслуживают деревянные скульптуры. На северной окраине Убуда есть район Мас. Хоть он официально и является селом, но четкой границы не увидите. Мастерские расположены вдоль дороги непрерывной чередой. Есть настоящие галереи деревянного искусства в несколько залов. На стеллажах расставлены небольшие статуэтки. Среди них обязательно будут индуистские боги: Ганеша с головой слона, многорукий Шива и зубастая птица Гаруда. Поклонники буддизма найдут десятки всевозможных Будд.
Большая экспозиция животных. Собаки вырезаны так, что их можно принять за настоящих. Рисунок дерева подобран настолько хорошо, что создает эффект шкуры животного. И, как же, в Индонезии без знаменитых комодских варанов. Их вырезают почти в натуральную величину. Но это, скорее, выставочные экземпляры. Чтобы поразить посетителя масштабами работы, в залах стоят деревянные фигуры лошадей, вставших на дыбы в масштабе 1:1. Для таких изделий непросто подобрать подходящий кусок дерева выше человеческого роста. Поэтому и цена у них серьезная. Широко представлена тема драконов. Независимо от размеров, у них тщательно прорисована каждая чешуйка. Настоящее мастерство можно определить, когда сторонний наблюдатель, глядя на изделие, скажет: «А что ж тут сложного?» Это уже высший пилотаж.
МаскиДеревянные маски – традиционное искусство Индонезии. Для различных ритуальных церемоний изготавливаются расписные маски, изображающие сказочных персонажей. Наиболее любим и популярен образ Ханумана – Белой Обезьяны.
Разнообразны настенные маски. Они похожи на церемониальные, но на них нет декоративных элементов, скрывающих головы актеров. Если не знать хорошо мифологию Индонезии, то разобраться в масках очень сложно. Устрашающие морды, с оскаленными зубами и большими круглыми глазами, способны распугать всех мелких духов. От каких сил они должны защищать, сказать сложно. На таких масках стараются сохранить натуральный цвет дерева. Иногда покрывают защитными составами, и тогда, цвет маски становится почти черным. Жуткий оскал черного демона с добрыми духами ассоциируется слабо. Но индонезийцам виднее.
Очень много стилизованных масок под изделия аборигенов. Большие вытянутые лица неведомых богов островных племен. Какие-то грубо вытесаны, а какие-то с витиеватой ажурной резьбой. Но и те, и другие смотрятся эффектно. Новые маски можно определить по светлой древесине. Но, как говорят мастера, со временем цвет будет становиться более насыщенным.
Во всей Индонезии широко распространены маски в стиле Рамаяны, которые можно встретить, практически, на любом острове. Их отличительная черта – острые носы, что совсем не свойственно жителям Индонезии. Украшены точечным рисунком, по технологии батика. Острые носы масок объясняются тем, что Рамаяна – индийская мифология и персонажи имеют черты лица характерные для индийцев.
И, наконец, маски, вызывающие воспоминания о венецианских карнавалах. Для их изготовления подбирается древесина с причудливыми изгибами структуры. Черты лица этих масок плавно перетекают в флористические элементы или человеческие тела. Все зависит от фантазии художника и исходного материала. У каждого мастера есть свой стиль и техника исполнения. Нередко можно видеть, как именитые резчики дают уроки туристам. Неловкие движения учеников вполне понятны. Специальные резцы не так просто удержать в руках, а уж, тем более ими работать. Да, и древесина достаточно твердая. Совсем молодые ребята основывают свои школы резьбы. Возраст не является показательным фактором. Только признанное мастерство дает право на обучение последователей.
При посещении Убуда можно просто пройти по сувенирным магазинам, праздно созерцая выставленные изделия. А можно попытаться понять душу балийского народа, которая живет в каждом творении мастера. Попробовать взять уроки ремесла, которым кормится местное население. И сохранить в сердце маленький кусочек Индонезии.
Отель The Legian Bali boutique 5* de Luxe
Отель The Legian Bali boutique 5* de Luxe — идеальное место для отды ...
Отель Conrad Bali Resort & Spa 5*
На юге острова Бали расположен отель Conrad Bali Resort & Spa 5*. ...