В Себу находится одна из старейших испанских церквей. Она уникальна сама по себе, но у нее есть еще и необычная история. Сложно сказать, когда она началась. Только в ней нет ни одного случайного события. Перенесемся в далекий XVI век. Магеллан ступил на землю острова Себу, и миссионеры приступили к своей работе. Неизвестно, каким образом они проповедовали христианство, но достигли хороших успехов. Раджа Хумабон со своими домочадцами и воинами из мусульманства перешли в новую веру. В честь этого события Магеллан преподнес жене раджи в подарок ларец с фигуркой младенца Христа. Тогда же на Себу был водружен деревянный крест, символизирующий победу христианства. Но об этом Кресте Магеллана будет совсем другая история. Шел 1521 год. Можно сказать, что это было самое начало нашей истории.
Казалось бы, неплохое развитие событий. Но в реальной жизни не бывает все гладко. На соседнем островке Мактан начались междоусобные стычки местных племен. Неизвестно, что подвигло Магеллана вмешаться во внутренние дела острова. Возможно, уверенность в мощи огнестрельного испанского оружия, а может какой-то политический замысел. Но результат оказался плачевным. Один из вождей местных племен просто убил зарвавшегося чужака, влезшего не в свое дело. Магеллана не спасли ни мушкеты, ни пушки, ни железные латы. Этот момент посчитаем вторым ключевым моментом нашей истории.
Убийство Магеллана и поражение его гвардии стали причиной оставления европейцами Филиппин. Прошло чуть больше сорока лет, и в 1565 году испанцы вернулись на остров Себу. Надо полагать, что за это время здесь произошло немало трагических событий. На месте деревянной церкви, возведенной здесь когда-то, осталась только куча обгоревших головешек. Может быть, кто-то из испанцев бродил по пепелищу, скорбно пиная сапогом давно потухшие угли, или солдатам была дана команда расчистить площадку под какие-то стратегические нужды. Не важно, что было причиной, но кому-то посчастливилось сделать удивительную находку. В обуглившемся ларце, подаренном Магелланом королеве Хуане в честь ее крещения, лежала обгоревшая фигурка младенца Христа. Узнать ее было сложно, но возможно. Это, конечно же, было провозглашено священниками как чудо. Тогда же было решено построить на этом месте церковь в честь Святого Младенца. Такова история.
И уже на следующий год началось строительство деревянного здания. Однако на этом приключения младенца Христа не закончились. В 1568 году 1 ноября в церкви случился пожар. Но он не причинил никакого серьезного вреда фигурке Святого Младенца. По словам испанских священников это стало очередным подтверждением божественного промысла. Неизвестно, что стало причиной такой задержки, но перестроено здание было только в 1602 году. Каменное строение начали возводить в 1735 году по приказу тогдашнего губернатора Себу Фернандо Вальдеса. Для его строительства материал добывали в провинции Капиз на острове Панай. Доставка осуществлялась на деревянных лодках. Несмотря на такие сложности, в 1739 году строительство нового здания церкви было завершено.
Пережив два пожара, фигурка Святого Младенца продолжала обрастать легендами. Служащие церкви говорят, что иногда маленькая скульптура покидает свою стеклянную витрину и отправляется в долгую ночную прогулку по острову. Свои слова они аргументируют тем, что на одежде Santo Nino временами появляются пятна от травы. Возможно, это слухи, но местные жители этому верят и считают Святого Младенца хранителем Себу. В последнее воскресенье января в честь Santo Nino проводится праздник Sinulog. Он завершается грандиозным костюмированным парадом Sinulog Grand Parade. А перед этим, в субботу, совершается крестный ход с образами Santo Nino и Девы Гваделупской – покровительницы Себу.
Свой статус церковь Святого Младенца сменила только в 1965 году. На празднование 400-летней годовщины христианизации Филиппин сюда приезжал Папа Римский Павел VI. По его велению церковь получила статус «малой базилики». Как и большинство филиппинских церквей, она находится во владении Ордена Святого Августина. Новый статус означает, что здесь позволено проводить ряд дополнительных церковных церемоний и базилика определятся как место паломничества.
К малой базилике Санто Ниньо примыкает одноименный колледж. Это большое здание занимает в длину почти целый квартал. Если пройти через арку, то вы попадаете на территорию самой базилики. Наверное, это место никогда не пустует. Филиппинцы, вообще, очень набожные люди. А, уж, если дело касается их святых покровителей, то здесь можно обойтись без комментариев. Справа выделено место для подставок для свечей. Они по периметру окружают небольшой фонтан с библейским сюжетом. Здесь не продают свечи в привычном смысле этого слова. Просто стоят открытые железные ящики с низкими широкими пятаками красных свечей. В нижнюю выдвижную часть ящика нужно бросить монетки. Иногда людей сюда приходит так много, что образуются небольшие очереди, чтобы поставить зажженную свечку.
Рядом стоит барельеф, изображающий всю историю христианизации Филиппин. Начинается он с карты, где показан путь Мигуэля Лопеса де Легаспи из Европы вокруг Южной Америки до Висайских островов. На другом конце каменной картины запечатлен момент находки на пепелище ларца с фигуркой Святого Младенца. Фигуры монахов должны были бы изображать восторг и крайнее удивление от свершившегося чуда. Но на их лицах читается, скорее, недоверие. Словно говорящее: «Да, ладно, так не бывает». Но не будем критиковать художественное исполнение. В конце-то концов, мы не видели, как все происходило на самом деле. В центральной части барельефа изображена сама базилика, со стоящими перед ней тремя продавщицами свечей. Кажется, что фигуры девушек находятся в движении. Почему-то складывается ощущение, что вместо свечей в руках им больше подошли бы латиноамериканские погремушки маракасы.
Территорию базилики было бы правильнее назвать комплексом. Это не совсем обычное место. Если вы привыкли, что службы проводятся обычно в храмах, то здесь можно увидеть нечто другое. Конечно, церемонии проводятся и в самой базилике, но проповеди чаще читают под открытым небом. Напротив исторического здания церкви стоит многоэтажка в стиле модерн. На первый взгляд ее можно принять за жилое здание. Но присмотревшись, становятся видны колонны и другие архитектурные украшения. Внизу находится кафедра для проповедей. Крышу над ней венчает фигурка Святого Младенца, заключенного в стеклянную витрину. Перед зданием огромная площадь, вымощенная полированными гранитными плитами. Вдоль площади, продолжением балконов, тянется второй ярус с местами для прихожан. Но обычно все размещаются внизу. Мест хватает, да и не печет солнце. Над кафедрой висит экран, на котором во время службы отображаются слова псалмов. Своеобразное церковное караоке.
Если будет возможность, то службу нужно посетить обязательно. Поражает всеобщая слаженность. Даже когда происходит причастие, несколько сотен человек принимают его за несколько минут. Можно почти не понимать язык, не уловить смысла проповеди, но при этом ощутить духовное единение с собравшимися прихожанами.
В базилику Санто Ниньо каждый день приходят сотни, а то и тысячи людей, чтобы поклониться фигурке Святого Младенца, стоящей в стеклянной витрине. Длинная очередь движется довольно быстро, но короче не становится. Подходят все новые и новые люди. Проходят мимо небольшого фонтанчика в виде чаши, стоящей на камне. Все дно покрыто монетками. Может быть, здесь течет святая вода, а, может, обычная. Некоторые из проходящих погружают руки в маленький бассейн. И вот, долгожданная цель каждого прихожанина. За стеклом стоит фигурка Святого Младенца в царских одеждах. Ритуал общения с ним у всех одинаковый. Положенная на стекло ладонь, наклоненная голова с закрытыми глазами, мысленный разговор. Еще один взгляд на Санто Ниньо и место у стеклянной витрины занимает следующий.
Главной разрушительной силой на Филиппинах является, отнюдь, не время. Периодически случаются землетрясения. Достигая, порой, разрушительной силы. Землетрясение 2013 года не пощадило старейшую на Себу церковь. Сильно пострадала колокольня и местами повреждена облицовка здания. Реставрационные работы уже начаты и, хочется верить, что вскоре базилика Санто Ниньо встретит своих посетителей в первозданном виде.
На улице возле церкви идет бойкая торговля. Конечно же, предлагают Святых Младенцев и Дев Гваделупских. На прилавке стройными рядами выставлены богато наряженные фигурки. Чтобы они не запачкались уличной пылью, прилавки накрыты прозрачной шелестящей пленкой. В своих подарочных упаковках Младенцы чем-то похожи на шоколадных Дедов Морозов.
После суеты шумной улицы приятно вернуться опять в базилику. Можно просто посидеть в тени, наблюдая за прихожанами. Нельзя сказать, что здесь полностью отсутствует какой-то дресс-код. Он просто более демократичный. Сюда приходят целыми семьями, приобщая детей к христианству с самого рождения. Людской поток не прекращается ни на минуту. И только каменные фигуры священнослужителей, установленные на высоких столбах, в задумчивости глядят вниз на фоне вечернего неба.