Можно неоднократно побывать в порту, но так и не увидеть форт San Pedro. Хотя он и находится всего метрах в ста от главного портового здания. Стоит немного отойти от причала, где швартуются паромы до острова Бохол, как вы оказываетесь в небольшом уютном парке. Можно сказать, что с этого исторического места и началась испанская колонизация Филиппин. Как ни странно, но здесь не принято сносить исторические памятники, к какому бы периоду они ни относились. На одной площади могут соседствовать памятник Магеллану – символу испанской колонизации и народному герою Лапу-Лапу, который этого Магеллана и убил, и который считается основоположником борьбы за независимость. У каждого народа своя история, и лучше всего ее освещать объективно, а не в угоду сиюминутной политической выгоде людей, находящихся у власти.
Перед фортом стоит памятник его основателю Мигелю Лопесу де Легаспи. Он начал основательную колонизацию Филиппин. На остров Себу де Легаспи прибыл спустя сорок лет после гибели Магеллана. Тогда же был заложен и форт Сан Педро. Он считается самым старым испанским фортификационным сооружением на Филиппинах, да еще и самым маленьким. Но, не смотря на свои небольшие размеры, строился около двухсот лет. Интересна и сама планировка крепости. В углах треугольной цитадели стоят бастионы с орудиями. Организация обороны была создана так, что из пушек можно было обстреливать не только дальние подступы к форту, но и вести огонь вдоль стен. Многие пушки в наши дни остались на своих исторических местах.
Каждый из бастионов имел свое имя. Юго-западный назывался Ла Консепсьон, северо-восточный – Сан Мигель, а между ними на юго-восточном углу – Игнасио де Лойола. Наверняка, у этих названий есть какая-то история, но она не так интересна для посетителей. Самое большее, что вам могут сказать, так это то, откуда взялось название самого форта. Он назван в честь флагманского корабля Мигеля Лопеса де Легаспи. На «Сан Педро» конкистадор бороздил воды Тихого океана в 1565 году. Почти двухсотлетняя история строительства и самого существования форта почему-то совсем не отражена в хрониках. Первое упоминание о нем появляется только в 1739 году в официальном докладе королю Испании Филиппу II. Возможно, в те времена к отчетности не предъявляли таких строгих требований.
Как только вы входите в ворота форта, охватывает чувство погружения в историю. Современный мир оказывается позади, где-то там, на зеленых лужайках парка. На каменных стенах, потемневших от времени, висят фотографии и рисунки, изображающие прошлое форта. Как дополнение к ним, вдоль стены разложены различные предметы, которыми традиционно пользовались жители Филиппин. После освобождения от колониальной зависимости, связь между Испанией и Филиппинами не прервалась. Не осталось каких-либо враждебных чувств. В честь столетия независимости, сюда был приурочен визит короля Испании Хуана Карлоса I и королевы Софии. Этому событию посвящена мемориальная табличка. Если кто-то сомневается в своей самостоятельной экскурсии по форту, можно взять с собой бесплатного гида.
Пройдя сквозь переход, соединяющий входные ворота и внутреннюю часть форта, вы оказываетесь перед небольшим плацем. Ровные квадраты каменных плит, расчерченные зеленым газоном, освещенные ярким солнцем. Много зелени, аккуратные дорожки. Вряд ли таким был первоначальный вид форта. Но если учесть, что за все свое время существования форту приходилось выполнять разные функции, то нынешний дизайн наиболее соответствует современному представлению об устройстве крепости XVI века.
В разные времена форт использовался то, как крепость, то, как тюрьма, то, как школа, зоопарк, склад, военный лагерь. Всего и не перечислишь. В конце концов, форт планировали вообще снести, а на его месте построить административное здание. Но местное население оказалось неравнодушным к своей истории. После непростой административной борьбы на разных уровнях решение о сносе было отменено. Но раз форту подарили жизнь, то нужно было следить и за его здоровьем. Четыреста лет эксплуатации, несколько войн разных периодов и регулярная сейсмическая активность Огненного пояса серьезно повлияли на внешний вид и состояние крепости. В 1968 году началась реставрационные работы. Благо, что строительного материала, примененного при возведении оригинальной конструкции, хватало в избытке. Чтобы воссоздать прежний вид, резались новые коралловые блоки. Сейчас невозможно различить каменные элементы по времени изготовления. Со своей задачей реставраторы справились отлично.
Внутреннее оформление форта больше располагает к неспешным прогулкам по крепости, чем к ведению боевых действий. Во внутренних помещениях крепости располагаются музейные экспозиции. Здесь можно увидеть испанский флаг с интересной судьбой. Последний раз он был поднят в битве в Манильском заливе 13 августа 1898 года. В качестве трофея достался одному из членов экипажа американского флота. Сменив нескольких хозяев, вернулся на Филиппины и был пожертвован музею в 1993 году. Это настоящая историческая реликвия. В этом же зале висят картины, по которым можно проследить всю историю Филиппин периода испанской колонизации. По установившейся традиции, портрет Магеллана соседствует с портретом одного из вождей острова Мактан – Лапу-Лапу.
На крепостные стены ведет довольно крутой пандус. По нему поднимались тяжелые чугунные орудия для обороны форта. На углах стен сохранились башни для часовых. Интересно то, что у этих башен и крыша каменная, выполненная в виде полусферы. Вероятно, чтобы избежать их поджога нападающими. На уровне крепостных стен есть еще один музей. Здесь выставлены фотографии окрестных мест разных годов. По ним можно проследить этапы развития порта, посмотреть сценки из жизни жителей Филиппин тех далеких лет. А выйдя из музея, оценить масштаб перемен, произошедших в Себу. Это уже не тот порт, с несколькими причалами для иностранных кораблей и каменной насыпью для рыбацких лодок. Современный порт протянулся на несколько километров вдоль береговой линии. Здесь несколько паромных причалов для судов, соединяющих Себу с соседними островами, грузовые и пассажирские зоны. Между портовыми терминалами курсируют автобусы.
Сейсмическая активность временами дает о себе знать. Последнее сильное землетрясение произошло в 2013 году. Его эпицентр находился в непосредственной близости от Себу. На острове пострадало много зданий. Беда не обошла и форт Сан Педро. Местами разрушились крепостные стены и некоторые башни часовых. Но, хочется надеяться, что форту опять вернут первозданный вид. Внутренняя часть крепости поддерживается в идеальном состоянии. Здесь приятно посидеть в тенистой галерее, протянувшейся вдоль одной из крепостных стен.
Дополнить экскурсию в форт Сан Педро можно прогулкой по парку. Это излюбленное место отдыха местных жителей. Особенно оно нравится молодежи. Часто можно увидеть пары, сидящие прямо на траве, и о чем-то тихо беседующие. Удивительно, что в таком небольшом парке так много памятников. Они посвящены испанцам и местным патриотам, боровшихся против господства этих же испанцев. Все эти страницы истории бережно сохраняются филиппинцами.
В этом парке есть еще один интересный исторический памятник. Он посвящен филиппинскому транспортному средству. Предшественнику джипни и трайсиклов. В те времена, когда на улицах Филиппин почти не было моторного транспорта, большой популярностью пользовалась тартанилла. Небольшая двухколесная повозка, запряженная лошадью. В разных местах Филиппин этот транспорт носил разные названия. Если в Себу эту повозку называли тартанилла, то в Маниле – каратела, а в Илоило на острове Панай – калеса. Но везде этот транспорт был признанным «Королем дорог» во времена испанской колонизации. Так же как и современные джипни, тартанилла имела несколько модификаций. Легкая двухколесная повозка была рассчитана на четырех человек, и ее тянула одна лошадь. Другая категория транспорта была побольше и перевозила десять человек. Она уже запрягалась четырьмя лошадьми.
Если ваш путь из Себу продолжается через порт на какой-нибудь из соседних островов, и у вас в запасе есть достаточно времени, то его можно посвятить посещению форта Сан Педро. Эта легкая прогулка оставит о себе благоприятное впечатление и поможет немного окунуться в историю Филиппин.