Недалеко от порта Себу находится небольшая восьмиугольная часовня. Она может послужить иллюстрацией к сказке про смерть Кощея. В сундуке сидит заяц, в зайце утка, в утке яйцо. Внешне часовня ничем не примечательна. Зато внутри находится одна из главных реликвий Филиппин. Это деревянный крест. Но и он не является главной достопримечательностью, а только выполняет функцию футляра. В оболочке из твердого дерева тиндало хранится другой крест, который по преданию установил сам Магеллан почти пятьсот лет назад в апреле 1521 года. Это очень загадочная и драматичная история.
Можно не останавливаться подробно на том, как португальский мореплаватель поступил на службу к королю Испании, и уговорил его организовать экспедицию на запад, в поисках островов пряностей. На том, как много месяцев корабли Магеллана бороздили океанские просторы, обогнули Южную Америку, открыв Магелланов пролив и Тихий океан. Перенесемся сразу в 1521 год. Экспедиция Магеллана высадилась на берег острова Себу. Земли оказались новые, никому из европейских монархов не принадлежащие. Залогом присоединения к испанской короне была христианизация местного населения. И миссионеры приступили к своей работе. Но все пошло как-то подозрительно гладко. Раджа Хумабон со своей женой и несколькими сотнями своих воинов охотно меняет мусульманство на христианство. И в честь первой совместной обедни был установлен деревянный крест. Это событие произошло 21 апреля 1521 года. Вероятно, там тогда же была построена и первая деревянная филиппинская христианская церковь.
Вернемся в наше время. Крест Магеллана является национальной реликвией. Согласно народному поверью это чудодейственный артефакт. Он может исцелять болезни и приносит счастье. Желающих обладать кусочком креста было более чем достаточно. Чтобы сохранить крест, которому почти пятьсот лет, от любителей сувениров, было принято решение заключить его в крепкий деревянный корпус. Так что то, что сейчас можно видеть, это только новая оболочка. Но паломников от этого становится не меньше. Большой популярностью здесь пользуются цветные свечки, похожие на разноцветные фломастеры. Пестрота их расцветок радует глаз. Неофициально бытует мнение, что в часовне хранится не тот крест, который установлен Магелланом, а его более поздняя версия, установленная испанцами. Это спорный вопрос. Чтобы немного разобраться в этом, перенесемся опять в 1521 год.
Христианизация Себу была отмечена установкой креста 21 апреля 1521 года. Возможно, смена веры раджи Хумабона было хитрым тактическим ходом. Чтобы окончательно закрепить дружеские отношения, между островитянами и испанцами, был заключен договор на крови. На местном языке он называется Сандуго – единая кровь. Фернан Магеллан и раджа Хумабон сделали себе по надрезу на левой руке, собрали стекающую кровь в кубок с вином и выпили. Так был заключен Сандуго. Теперь настала очередь Магеллана сделать ответный дружественный жест. В то время между раджой Хумабоном и вождем соседнего острова Мактан возникли какие-то разногласия. То ли территориальные споры, то ли вопросы власти, но решить их можно было только кровопролитием. История умалчивает, что побудило Магеллана проявить безрассудный героизм. Может быть, вера в надежность железных лат и испанского оружия, а может, посчитал местных дикарей несерьезной угрозой для цивилизованных европейцев. Но он пообещал радже лично повести испанцев в бой.
Сражение произошло 27 апреля 1521 года. Магеллан возглавил группу из пятидесяти испанских добровольцев. Им противостояло около тысячи аборигенов с луками и копьями. Почему-то с кораблей, стоящих на рейде, не было сделано ни одного залпа. И испанцам пришлось сражаться без артиллерийской поддержки. Понятно, что их шансы на победу были равны нулю. По преданию, последняя схватка Магеллана была с вождем Лапу-Лапу. С того момента об отважном мореплавателе больше ничего неизвестно. Его тело даже не обнаружили. Свою лепту в борьбе с испанцами внес и вновь крещеный раджа Хумабон. Он обманом заманил командующих испанских кораблей на праздник в знак примирения. Оттуда никто не вернулся. Испанцы вынуждены были покинуть негостеприимную землю.
Только через сорок четыре года в 1565 году на землю Себу снова ступила нога испанского конкистадора. На месте деревянной церкви, построенной экспедицией Магеллана, были только угли. На пепелище испанцы обнаружили обгоревший ларец с фигуркой Святого Младенца. Это был дар Магеллана жене раджи Хумабона в честь ее крещения. Если такая судьба постигла церковь и Святого Младенца, то так же мог быть уничтожен и крест Магеллана. Так что версия о том, что в часовне хранится другой крест, не лишена под собой основания.
Не менее интересна история и Кафедрального Собора. Она, конечно, не изобилует такими закрученными сюжетами, но кое-что интересное тоже случалось. Скорее, это пример испанского долгостроя. Отправной точкой можно считать 14 августа 1595 года, когда Святой Престол учредил епархию Себу. Это означало, что здесь нужна церковь, в которой будет находиться епископ. Но Кафедральный Собор в Себу образовался только в 1665 году. Он, как и все испанские церкви на Филиппинах, начался с обычного деревянного сооружения. Епископу Хуану Лопесу церквушка досталась в весьма плачевном состоянии. Деревянные конструкции нуждались в ремонте или замене, а крыша из пальмовых листьев местами прогнила и протекала. Часовня была тоже не в лучшем виде.
Возможно, заботясь о прихожанах, чтобы те не стояли на службе под протекающей крышей, а может, чтобы соответствовать статусу, епископ отправляет прошение королю Испании. Он просит выделить средства на строительство новой скромной церкви из камня. И 28 октября 1670 года король удовлетворяет просьбу, выделив сумму в размере 10 000 песо. Много ли это или мало, сейчас трудно сказать, но главная загвоздка оказалась в способе финансирования. Эти 10 000 выдавались частями в течение десяти лет. В конечном итоге, церковь так и не была построена, но деньги успешно освоены.
Строительство каменной церкви начал уже следующий епископ Диего де Агуилар в 1689 году. Но денег на строительство не хватило. Стройку опять заморозили, а то, что успели возвести, сильно пострадало от тайфуна.
К вопросу строительства церкви вернулись спустя десять лет. Нужно было оценить объем и стоимость работ. Вероятно, в то далекое время, специальность сметчика широкого распространения не имела. А каменщик Хуан де Айко и два плотника – Жеронимон Куибон и Жакинто Каба с поставленной задачей справиться не смогли. Еще через десять лет эту работу поручили военному инженеру Хуану де Кискара. Но и от сметной оценки толку не было, так как не оказалось источника финансирования.
Эту непрерывную эпопею можно долго описывать. Но к 1786 году был готов только фасад. А в 1835 году к Собору пристроили колокольню. Освящение Кафедрального Собора состоялось в 1940 году. Вскоре грянула Вторая Мировая война. В результате бомбежек, от Собора остались только колокольня, фасад и часть стен. Но самой большой потерей был церковный архив. Сгорели все документы за несколько столетий. Восстанавливали Кафедральный Собор уже в 50-х годах прошлого века. И, словно, в качестве компенсации за многовековое строительство, к главному зданию добавился мавзолей, где покоятся останки епископов и духовных лиц Себу. Его возвели в 1982 году по инициативе архиепископа Хулио Розалеса. Перед колокольней, на высоком постаменте, стоит фигура Христа на шаре. Вероятно, это должно символизировать торжество христианства по всей планете. На территории Собора стоит множество белоснежных скульптур на христианские темы.
Величавое здание Собора стоит в окружении зелени. Даже автомобильная парковка похожа на парк. Фронтон покрыт изумительными барельефами. В память о том, что основание Кафедрального Собора принадлежит испанцам, в центральной части барельефа изображен испанский герб. В 2009 году была выполнена капитальная реставрация, воссоздав первоначальный вид восхитительного белоснежного здания. Но кто же мог предвидеть, что в 2013 году здесь произойдет мощное землетрясение. Оно причинило большие разрушения старинным испанским церквям. Беда не обошла и Кафедральный Собор. Но ему повезло больше. Повреждения оказались незначительными. Через четыре года после реставрации здание снова нуждается в ремонте. Будем надеяться, что для Собора эпоха долгостроя осталась в далеком прошлом.