Посещая Бангкок, вы погружаетесь в современный мир Таиланда. Но совсем рядом от него находится совсем другой мир, чем-то похожий на город-призрак, пришедший из глубины веков. Это древняя столица Сиама – Аюттая. Вся ее история непрерывная цепь взлетов и падений. Периоды расцвета перемежались захватами и разрушениями. Но сиамский народ изгонял агрессоров и вновь восстанавливал свой любимый город. К семнадцатому веку Аюттая стала крупнейшим городом Юго-Восточной Азии и, даже, мира. Европейцы, посещавшие эту столицу в то время, ставили ее на один уровень с Лондоном и Парижем. А добиться такого признания от чужаков совсем не просто. Слишком сильно нужно было поразить их воображение. Но в жизни не бывает все гладко. Человеческая зависть и ненасытность – чувство интернациональное. После многочисленных грабительских набегов бирманцы захватили Аюттаю в 1767 году и основательно ее разрушили. После освобождения города стало понятно, что проще отстроить новую столицу, чем пытаться восстановить оставшиеся руины. Такова предпосылка к основанию Бангкока.
Но и сиамцев не стоит идеализировать как пострадавшую сторону. В те времена была эпоха постоянных войн и набегов на соседей. Передел карты Юго-Восточной Азии – любимое занятие древних правителей. Да и вся история Аюттаи сплошная череда дворцовых переворотов. Почти ни один король не умер естественной смертью. Так гласит история. В борьбе за власть не останавливали ни королевская кровь, ни монашеский сан. Так в 1629 году по приказу первого министра Прая Сриворавонга был убит принц Сурин, бывший в то время монахом. Его предали казни «по-королевски». Жертву завязывали в бархатный мешок и забивали дубиной из сандалового дерева до смерти. Вот уж, действительно, королевские почести.
Сегодняшняя Аюттая разделена на две части – современную и историческую. По ее размеру не скажешь, что город некогда населял миллион жителей. В те времена не было многоэтажек, где на малой площади можно разместить множество жителей. Поэтому территория древней Аюттаи была огромной. От былого величия осталось всего несколько храмов и фрагменты крепостной стены. Чтобы сделать руины более привлекательными для туристов, идут реставрационные работы. Восстанавливают крепостные стены. Это, вроде, и неплохо. Но реальные исторические раритеты скрываются под новоделом. Хоть и искусно выполненным. Чтобы получить представление об этом историческом месте, посетим несколько храмов. Нельзя сказать, что они самые интересные, а другие не очень. Но чтобы знать о том, что посетить Аюттаю стоит обязательно, этого будет достаточно.
Один из немногих храмов, где для осмотра открыто много уцелевших древних сооружений. Некоторые из них в очень неплохом состоянии. Может быть, бирманцы не захотели возиться с их разрушением, а может, над ними хорошо потрудились реставраторы. Почти все ступы стоят целые. Грандиозным храмам повезло меньше. Но их руины, как в разрезе, позволяют в деталях рассмотреть всю конструкцию. Встречаются очень интересные экземпляры. Оказывается, не все сделаны только из одного кирпича. У некоторых внутри каменный «сердечник». По способу кладки он очень напоминает Ангкор Ват в Камбодже. А это наталкивает на интересные мысли. После Ангкора подобный тип строительства больше нигде не применялся. Получается, что возраст Аюттаи на 400-500 лет больше, чем озвучено в официальной версии. Но, чтобы это доказать, необходимо провести полномасштабные исследования. Однако этим вряд ли кто-то будет заниматься. Ведь тогда придется пересматривать все исторические хроники. Гораздо проще придумать какую-нибудь красивую легенду, чтобы привлекать любопытных туристов. Именно по такому пути пошли в этом храмовом комплексе.
На всех туристических буклетах об Аюттае красуется фотография головы Будды, оплетенная корнями баньяна. Любой местный гид в красках расскажет, как явилось это чудо. Из-под земли дерево подняло своими корнями каменную голову Будды. Но, ведь, лукавят же. Баньяну от силы лет тридцать-сорок, а всю территорию неоднократно перекопали археологи и «черные копатели» еще до того, как здесь появился росток этого дерева. Зато красивая легенда вызывает восторженные вздохи туристов. Но есть подозрение, что это «чудо» рукотворного происхождения.
На территории этого комплекса выставлено большое количество древних статуй Будд. Мастерство древних камнерезов внушает уважение. Но и вандализм захватчиков проявляется во всей красе. Почему-то победители считали своим долгом снести головы у всех статуй. Их, даже, не останавливало то, что это фигуры Будды. Не исключено, конечно, что статуи ломались от времени в самом слабом месте. Но если учесть, что тайцы трепетно относятся к изображению Будды, то первая версия более вероятна.
Этот храмовый комплекс относительно небольшой и неплохо сохранился. На входе встречает здание, без каких либо архитектурных изысков. Вероятно, это компенсировалось наружной и внутренней отделкой. Но сейчас от нее не осталось и следа. Внутри огромного зала остатки разрушенной колоннады. Сквозь пустой дверной проем виден, вознесшийся ввысь, грандиозный храм. Надо полагать, раньше в этом зале проводились роскошные королевские приемы. Сейчас это просто большая кирпичная коробка. Без крыши и зияющими оконными и дверными проемами. Можно только пофантазировать о былом величии.
Храм сохранился лучше. На нем, даже, осталась местами родная штукатурка. Вылепленные из цементного раствора мифологические фигуры. Но и здесь видна рука реставраторов. Где-то добавлена штукатурка, где-то подправлены элементы фигур. Вскоре этот новодел будет совсем незаметен. Дожди и тропический климат сделают свое дело. Но в этом храме есть один секрет. По крутой лестнице нужно подняться вверх, чтобы войти в небольшое помещение. Внутренние помещения, вообще, неправдоподобно маленькие по отношению к размерам всего сооружения. Кажется странным, что в такой грандиозной конструкции не используется внутреннее пространство. Его почти нет. Но, поднявшись наверх, вы увидите небольшую лесенку ведущую вниз. Оттуда на вас дохнет сыростью. Возникнет сомнение, а стоит ли туда идти? Конечно! Ведь там самое интересное. В глубине храма находятся настоящие фрески и рисунки, дошедшие до нас со времен древней Аюттаи. Но помещения с картинами совсем маленькие. На лестнице, ведущей туда, двоим можно разойтись, но только боком. Тусклая лампочка едва разрывает сырую мглу, освещая древние фрески.
Wat Yai Chai MongkonИз древних строений здесь сохранилась только ступа. Крутые ступеньки ведут наверх. Туда, где в маленьком помещении стоит статуя Будды. Сверху открывается вид на внутренний двор, по периметру которого, сидят десятки каменных Будд, завернутые в оранжевую ткань. В отличие от других, это действующий храм. Первоначальное здание было разрушено, и на его месте воздвигли новое. Но, не смотря на новизну, интересное есть и там. Внутри храма стоит стеклянный куб, в котором сидит монах. Служители храма говорят, что это настоящий святой, а не персонаж из музея мадам Тюссо. Он с легкой улыбкой смотрит на молящихся и, вероятно, благословляет их. Во всяком случае, хочется в это верить.
Wat ChaiwatthanaramПожалуй, этот храм самый грандиозный во всей Аюттае. По официальным данным построен в 1630 году. Бирманцы его основательно разрушили, и то, что мы можем сейчас видеть – результат работы реставраторов. Центральный храм издалека похож на какой-то фантастический космический корабль, застывший на старте. Его окружают классические тайские ступы. По всей территории комплекса тянутся кирпичные, то ли дорожки, то ли остатки каких-то стен. Говорят, что этот храм был построен для проведения церемоний. Но надо полагать, что весь обслуживающий персонал был приходящий. Потому что здесь нет ни одного здания пригодного для жилья. Ни для монахов, ни для царствующих особ. К сожалению, туристов на территорию храма не пускают, и ограничиться придется только созерцанием со стороны.
Лежащий БуддаКроме храмов в Аюттае прямо под открытым небом расположилась статуя Лежащего Будды. Она полностью повторяет такую же фигуру в Бангкоке. Но в столице статуя покрыта золотом и находится в храме. Здешний Будда поскромнее. Ему, даже, не часто делают косметический ремонт, но от того почитают не меньше. Историческая часть города окружена тремя реками. В сезон дождей они иногда выходят из берегов, принося немало бед местным жителям. На статуе Будды видны следы, показывающие, на какую высоту поднималась вода.
Прогулки на слонахДаже самые интересные экскурсии могут утомить большим количеством информации. А ведь мы посетили всего несколько храмов из десятков подобных, разбросанных по всей территории Аюттаи. Как же снять напряжение и немного отвлечься? В самом центре исторической части города есть небольшой парк. Главная его достопримечательность, кроме руин храмов, это слоны. Отсюда можно совершить прогулку на спинах этих благородных животных. Проплыть над улицами Аюттаи, как, возможно, это делали древние правители верхом на своих слонах, поглядывая сверху вниз на своих подданных.
Но, даже, если по какой-то причине вы не решитесь на прогулку на слонах, то можно найти не менее увлекательное занятие. Например, покормить слонят и сфотографироваться возле них. Дети везде дети. Точно также слонятам хочется пошалить и съесть лакомство. Иногда они могут у вас стащить что-нибудь вкусное. Но если вы их угостите, то они обязательно поблагодарят, издав пронзительный звук с поднятым хоботом, и поклонятся, преклонив переднюю ногу. Здесь можно не спешить и посидеть немного под навесом. За полчаса можно увидеть столько представлений, что воспоминаний хватит надолго. Чтобы слонам не было жарко, их периодически поливают из шланга. Им это так нравится, что они замирают под струей прохладной воды. Рассказать обо всем просто невозможно. Лучше увидеть это все своими глазами.
Сколько продлится ваш визит в Аюттаю, решать вам. Кому-то будет достаточно одного дня, чтобы для себя поставить «галочку» о посещении еще одной туристической достопримечательности, а кому-то не хватит и недели, чтобы полностью погрузиться в историю древней столицы Сиама. Но в любом случае, Аюттая никого не оставит равнодушным.