Начинался храм Wat Chaimongkol с небольшого частного монастыря, построенного здесь в 1934 году. Возможно, место изначально обладало какой-то святостью, потому что сюда сразу потянулся поток монахов и паломников. Так как жилых помещений на всех не хватало, то приходящие вынуждены были ночевать в палатках на монастырском дворе. Так постепенно началось новое строительство, и в 1954 году предстал храмовый комплекс Wat Chaimongkol. Королевским указом он получил третий ранг в сложной буддистской иерархии. Сегодня это достаточно серьезное религиозное заведение с несколькими храмами, общежитиями для монахов, часовней, международной школой и рядом вспомогательных зданий. Поэтому беглым осмотром ограничиваться, здесь не стоит.
С улицы на территорию храмового комплекса ведут трое ворот. Все арки над ними украшены одинаковым рисунком. Вероятно, тайский вариант Георгия Победоносца. Там тоже присутствует белый конь. Правда, воин, поражающий мечом большую змею, спешен. Но идея сюжета сходна. Двор на храмовый не совсем похож. Больше на автомобильную стоянку. Постоянно кто-то въезжает и выезжает. На входе сидит человек в форме. Может быть, таким образом, здесь решается вопрос финансирования буддистского учреждения. Но в праздничные дни все преображается. На храмовой площади, где собираются сотни людей, проводят торжественные церемонии. А после них, площадь занимает небольшой рынок.
Вдоль забора, по обе стороны от центрального входа, протянулись две галереи с фигурами Будды. Перед каждым изображением стоят подношения и ящичек для пожертвований. Возле них не видно ни монахов, ни служащих. Каждый пришедший может побыть один на один со своим святым покровителем. Поделиться с ним своими проблемами или попросить о помощи. Таинству общения с Буддой никто не мешает своим присутствием.
Небольшой центральный вихан со шпилем. У основания шпиля четыре лица, смотрящие по сторонам света. В сам храм ведут крутые ступени. Бетонные перила покоятся на керамических балясинах. Сразу привлекает внимание ручная роспись керамики. На балясинах изображены изогнувшиеся драконы. Этот, казалось бы, незначительный элемент придает храму какой-то домашний уют. Создает особую атмосферу доверия. В этом вихане хранятся две древние реликвии, возраст которых больше 350 лет. Они привезены сюда из Аюттаи – древней столицы королевства Сиам, и относятся к периоду Сукхотхай. Особенно примечательна фигура стоящего Будды. Считается, что она способна останавливать конфликты и ограждать от неприятностей.
Чуть правее от вихана стоит буддистская ступа. Колокола, словно почетный караул, окружают ее со всех сторон. Они интересны тем, что у них нет языков. Традиционные тайские колокола приводятся в действие обычной деревянной колотушкой. Но в храме Wat Chaimongkol даже колотушки расписные. Если присмотреться к колоколам, то кроме украшений, на их поверхности можно увидеть письмена. Это выгравированы слова молитвы. Достаточно только ударить по колоколу, чтобы она ушла по назначению. Настройка колоколов не очень точная, но в них, наверное, важнее написанная молитва, чем чистота звука. В праздничные дни, когда начинают звучать десятки колоколов, их звон сливается в нестройную какофонию. Но это никого не смущает. Главное, чтобы было громко.
Если пройти глубже в храмовый комплекс, то вам встретится еще один храм. Он огорожен метровой стеной, которая, вероятно, используется как своеобразное кладбище. В толщу стены вмуровывается урна с прахом, а на стене крепится мраморная табличка. Сложно сказать, кто там похоронен. Почти все надписи на тайском языке. Но на фотографиях можно видеть лица мужчин и женщин. Если прийти в Wat Chaimongkol в обычный день, когда в храмах не проводится служба, то можно понаблюдать за обычной монастырской жизнью. В Таиланде можно уйти в монахи на любой срок. Кто-то идет на месяц, кто-то на год. А кто-то посвящает монашеству всю свою жизнь. Среди монахов этого монастыря много детей. В их задачу входит поддержание чистоты и порядка в храмах. Но, несмотря на свой сан, дети все равно остаются детьми. Им хочется пошалить и подурачиться. Сгоняя воду резиновыми швабрами с гранитных плит прихрамового дворика, устраивают соревнования. Или лениво возят вокруг себя щеткой пылесоса, сидя на красном ковровом покрытии внутри храма. Но есть и такие, которые, присев в углу, старательно читают буддистские книги.
Юных монахов можно встретить на всей территории монастыря. Здесь есть небольшой водоем с черепахами, посредине которого стоит интересное здание. Его центральный купол похож на початок кукурузы. Такие конструкции можно встретить в древней Аюттае или в Камбодже. Обычно, в зданиях, окруженных водой, располагались библиотеки. Чтобы уберечь бумажные документы от пожаров и вечно голодных термитов. Наверное, это самое спокойное в монастыре место. Здесь на задних ступенях юные монахи могут спокойно поиграть в игры на мобильном телефоне, или отправить кому-нибудь сообщение.
Это место нравится не только юным монахам. Его облюбовали и стаи голубей. А до каких размеров вырастают черепахи в водоеме, сложно даже представить. Иногда на поверхности воды расходятся такие огромные круги, что в голове сразу появляются мысли о черепахе Тортиле. Может быть, здесь на дне и золотой ключик покоится. Таиланд такая удивительная страна, что в ней может быть все что угодно. Водоем регулярно чистится. На небольшой лодке монахи сачком собирают листья с поверхности воды. Здесь можно задержаться подольше. Покормить голубей или понаблюдать за черепахами, и попытаться увидеть самую большую. Вода совершенно непрозрачная и черепах можно заметить только тогда, когда они высовывают голову, чтобы вдохнуть воздуха.
Но вернемся к главному храму. Перед ним под навесом стоит жертвенник или стол для подношений. Сюда постоянно кто-то подходит, чтобы зажечь ароматическую палочку. А кто-то приклеивает лепесток сусального золота на какую-нибудь из фигур божеств. Со временем эти изображения полностью покрываются слоем золота. Но на это уходят годы. Может быть, именно так и появляются золотые святыни. Внутри храма находится большая фигура Будды в позе лотоса. Перед ней место священника, читающего проповеди. Хоть объем храма и небольшой, но на этом месте стоит несколько микрофонов. Вероятно, проповеди транслируются на всю территорию храмового комплекса. Все окрашено в красные тона. На потолке светильники, изображающие звезды.
Есть здесь и своя колокольня. Вход в нее со стороны монастыря. Сам колокол висит на втором этаже, куда ведет крутая лестница. У него, как и у всех тайских колоколов нет языка. И звонарю приходится пользоваться деревянной колотушкой. Мелодичность звона вызывает небольшие сомнения. Но, как мы поняли, в данном случае главным является громкость звука. На первом этаже колокольни стоят два огромных барабана. Чтобы выполнять функции звонаря или барабанщика, нужно обладать неплохой физической подготовкой.
Недалеко от колокольни стоит еще один вихан, но на его крыше нет шпиля. Зато вход охраняют два больших мифических воина, застывших с мечами на карауле. Судя по подношениям, стоящими перед ними, их почитают не меньше, чем остальных божеств на территории храма Wat Chaimongkol. На постаментах воинов ровными рядами стоят открытые бутылки со сладкой газировкой. Все соломинки, торчащие из горлышек, направлены в одну сторону. Словно маленькие солдатики в почетном карауле. Вообще, в буддистских храмах можно часто увидеть подношения в виде напитков. Это может быть газировка или просто запаянные стаканчики с простой питьевой водой. Наверное, это связано с местными климатическими особенностями. В жаркий день вода ценится больше всего.
Напротив колокольни стоит здание с огромным залом. Все храмовые и монастырские многолюдные мероприятия проводятся здесь. На опорных столбах висят фотографии Паттаи недалекого прошлого. Черно-белые изображения города, каким он был еще совсем недавно. В нем еще не было непрерывной череды туристических комплексов, многих дорог и зданий. Это был обычный тайский город. В туристическую Мекку он превратился немного позже. Но в храме остались запечатленные фрагменты истории. Хотя бы ради них стоит посетить Wat Chaimongkol.
Все крыши храмов покрыты чешуей разноцветной черепицы, небольшие навесы тоже черепичные. Но даже этот материал применялся творчески. На храмовых крышах, словно, нарисован орнамент. Он придает особую строгость и колоритность зданиям. Где-то, разноцветными элементами выложен год строительства. Это придает сходство крыши с огромным информационным табло. Кажется, что вот-вот цвет отдельных черепиц изменится, и на крыше появится новая надпись.
По праздникам на территории храмового комплекса проводятся грандиозные шествия. Верующие трижды обходят главное здание храма, неся в руках зажженные ароматические палочки и свечи. Многие идут с цветами. Интересно то, что этот ритуал не подразумевает улучшение кармы и искупление грехов, а очищает разум для поиска истины. Присутствие туристов в процессии никого не смущает. Тайцы, вообще, очень лояльно относятся к представителям других религий. Если человек посчитал для себя допустимым принять участие в буддистском ритуале, значит это ему нужно.
Но, как ни странно, но на территории Wat Chaimongkol редко можно встретить туристов. Возможно, людей больше привлекают магазины на соседних улицах с огромным выбором изделий из кожи рептилий и тайской косметики. Или фрукты на, расположенном рядом, рынке. Кажется, что посетить храмовый комплекс можно в любой момент, и визит туда постоянно откладывается. Но однажды нужно сломать это представление, и ненадолго окунуться в мир тишины и умиротворения, находящийся всего в шаге от шумных суетливых улиц.