+7 (495) 660-49-33
Страны /  Португалия /  Города и Курорты Португалии /  Лиссабон /  Экскурсии по Лиссабону

Экскурсии по Лиссабону

Компания «Свои люди» предлагает увлекательные экскурсии в Лиссабон. Здесь вы сможете и изучить историю города по историческим и культурным памятникам, и приятно провести время в многочисленных развлекательных заведениях.

Экскурсии по Лиссабону и окрестностям

С центром Лиссабона лучше всего знакомиться пешком. Только так можно свободно передвигаться по крутым улочкам, узким проходам и лестницам старых районов. Причем в Лиссабоне очень органично соседствуют роскошные проспекты и кварталы городской бедноты, в нескольких минутах ходьбы от шумных современных проспектов можно оказаться в тиши старых маленьких домов, где ощущается дух меланхолии. В городе множество лавочек, пивных и элегантных кафе, которые легко пропустить, исследуя город на автомобиле.

Есть Лиссабон, похожий на другие европейские столицы, со своими Елисейскими полями – Авенида-да-Либердад и пешеходным Арбатом – Руа-Аугушта... Это Байша – "Нижний город". Подлинную неповторимость Лиссабону придают его два квартала, расположенные на холмах к востоку и к западу от Байши, – Алфама и Байрру-Алту. С обоих холмов открывается неповторимый вид на португальскую столицу. И, наконец, даже самое короткое знакомство с Лиссабоном нельзя себе представить без посещения Белена, лежащего к западу от центра на берегу Тежу, и его прекрасных памятников архитектуры, которые стали олицетворением былой морской славы Португалии.

Лиссабон, Португалия
Лиссабон, Португалия

Алфама (ALFAMA).

К востоку от Байши вокруг крепостного холма раскинулась Алфама – старейший квартал города. Трудно поверить, что когда-то этот район был самым престижным в Лиссабоне. При римлянах там находился центр города. Центром Лиссабона он служил и при арабах. Название "Алфама" происходит от арабского "аль-хама", что означает "теплый источник". Во времена мавританского владычества и появились тесные улочки, взбирающиеся, петляя, по склонам холма. Признаки упадка стали проявляться еще в средние века, когда богатые жители стали покидать холм и переселяться западнее из-за боязни землетрясения, а в нем онуставались в основном рыбаки и бедняки. Большинство зданий Алфамы благодаря тому, что квартал построен на скальном грунте, пережило землетрясение 1755 года. И хотя домов мавританского периода не сохранилось, сама планировка квартала, поражающая средневековой путаницей улиц, переулков и проходов, выдержана вполне в восточном духе. В крепости Сан-Жорж, господствующей над ним, до XVI века находилась королевская резиденция, где Васко да Гама с помпой отпраздновал успех своего путешествия в Индию. Вершина холма была идеальной точкой для создания укрепления, а сегодня служит превосходным местом для прогулок и осмотра Лиссабона.

Улицы Алфамы, извилистые и крутые, порой переходящие в лестницы, не позволяют проникнуть сюда современному транспорту. Здесь есть улочки, где раскинув руки, вы легко касаетесь "стен противоположно стоящих домов. На каждом углу женщины продают рыбу и овощи, то и дело попадаются лавчонки, пивные, закусочные и маленькие мастерские в подвалах.

Алфама, Португалия
Алфама, Португалия

Достопримечательности Алфамы:

Мирадоуру-де-Санта-Лусия. С этой увитой бугенвилеей террасы открывается один из лучших видов на черепичные крыши Алфамы, огромный купол церкви Санта-Энграсии и далее на реку Тежу. Прекрасное место, чтобы передохнуть во время пешей прогулки по крутым улочкам и лестницам квартала. Южную стену украшают два панно из изразцов современной работы – одно, изображающее площадь Праса-ду-Комерсиу до землетрясения 1755 года, а другое – христиан, штурмующих крепость Сан-Жорж в 1147 году.

Школа-музей португальского декоративного искусства. (MUSEU DE ARTES DECORATIVAS - Largo das Portas do Sol, 2 10:00-17:00, закрыт по понедельникам). В 1953 году банкир и коллекционер Рикарду ду Эшпириту-Санту-Силва подарил дворец Азурара XVII века и" свои личные коллекции португальскому государству, положив тем самым начало Фонда своего имени (Фонд Рикарду ду Эшпириту-Санту Силва). Музей оформлен в стиле виллы аристократа XVIII века, а в его собрании представлены богатейшие коллекции португальских азулежу, фаянса, мебели, ковров, живописи, а также китайского фарфора.

Церковь Сан-Висенте-де-Фора (SAO VICENTE DE FORA - Largo de S"o Vicente" 9:00-12:30/15:00-18:30, закрыта по понедельникам) освящена в честь Св. Винсента. Он был объявлен покровителем города в 1173 году, когда его мощи, ныне покоящиеся в кафедральном соборе Се, были доставлены из Алгарве в церковь, стоявшую некогда на этом месте. Церковь построена итальянским архитектором Филиппо Терци в 1627 году. Стены внутреннего дворика украшены азулежу, на которых изображены сюжеты басен Лафонтена. Галерея, ведущая в трапезную," была в 1885 году превращена в пантеон королевской династии Браганса.

За церковью – квартал Кампу-де-Санта-Клара с красивыми особняками, торговым залом XIX века и самым старым в городе блошиным рынком Фейра-да-Ладра (Feira da Ladra) , так называемым "Воровским рынком" (по субботам и вторникам, только в первой половине дня).

Церковь Санта-Энграсия (SANTA ENGRACIA - Campo de Santa Clara "10:00-17:00, закрыта по понедельникам и выходным). Одна из самых заметных достопримечательностей города. Стоявшая на этом месте церковь рухнула во время урагана в 1681 году. Первые камни в основание нового здания были заложены уже в следующем году, после чего началась 284 летняя эпопея, которая привела к рождению португальской поговорки: когда хотят сказать о делах, которые никогда не будут завершены, то говорят, что это "возведение Санта-Энграсиа".

Строительство храма завершилось лишь в 1966 году. Огромное внутреннее помещение, вымощенное цветным мрамором и увенчанное гигантским куполом, должно было служить по замыслу Салазара Национальным пантеоном. В нем царит мертвящая пустота. Пусты и саркофаги, на которых только обозначены имена знаменитых португальцев: Васко да Гама, завоевателя Гоа и Малакки Афонсу де Албукерке, Генриха Мореплавателя и Луиса Камоэнса… Сам же собор белой махиной возвышается над спускающимися с горы красными черепичными крышами района.

Дворец Каза-душ-Бикуш ("Граненый дом") (CASA DOS BICOS - Rua dos Bacalhoeiros), главное украшение которого граненый руст фасада, был построен в 1523 году для Браша де Албукерке, внебрачного сына Афонсу де Албукерке. Квадры с алмазной гранью расположены в шахматном порядке. Два верхних этажа были разрушены в 1755 году и восстановлены только в 1980-х.

Алфама, Португалия
Алфама, Португалия

Кафедральный собор – Се (SE - Largo da Se). В 1150 году, три года спустя после того, как Афонсу Энрикеш отвоевал город у мавров, он построил этот собор для первого епископа Лиссабона как памятник своей победы. Название "Se" происходит от латинского "Sedes Episcopalis", то есть "резиденция епископа". Поврежденный сильными толчками в XIV веке и землетрясением 1755 года, а затем реставрированный и обновленный в последующие столетия, собор сегодня представляет собой смешение архитектурных стилей. Фасад и высокий главный неф сохранили романские элементы, в обходе хора присутствует строгая готика, а сам хор оформлен в стиле барокко. Заслуживают внимания готические надгробия в капелле хора. Под внутренним двориком (клауштру) были обнаружены фундаменты построек римских и мавританских времен. Главным сокровищем собора являются мощи Св. Винсента, перенесенные в Лиссабон в 1173 году. Согласно легенде два священных ворона постоянно сторожили корабль, который вез мощи, и эти вороны стали символом освобождения Лиссабона от мусульманского владычества и даже изображены на гербе города. Потомки этих воронов жили во внутреннем дворике собора, но последний из них умер в 1978 году.

Рядом находится популярная у лиссабонцев маленькая церковь Санту-Антониу (IGREJA de SANTO ANTONIO - Largo de Santo Antonio a Se), которая, как считается, стоит на месте, где родился Св.Антоний (1195-1231 гг.). Хотя этот святой, объявленный покровителем Португалии в 1934 году папой Пием XI, родился и вырос в Лиссабоне, он больше известен как Антоний Падуанский, так как последние месяцы жизни провел в Падуе в Италии. Член ордена францисканцев с 1220 года, он прославился своей помощью беднякам и способностью обращать в свою веру еретиков. Считается также, что обращенные к нему молитвы могут помочь найти потерянные вещи. От первоначальной церкви, разрушенной в 1755 году, остался только склеп. Строительство новой церкви началось два года спустя. Причем оно осуществлялось частично на деньги, собранные местными детьми, которые бегали с криками: "Подайте монетку для Святого Антония!" По традиции, новобрачные в день свадьбы приезжают в церковь с цветами для Св. Антония – считается, что это принесет счастье в супружеской жизни.

Небольшой Музей Св. Антония (Largo de Santo Antonio 10:00-13:00/14:00-18:00, закрыт по понедельникам и праздникам), расположенный рядом с церковью, обладает интересной коллекцией скульптуры, живописи, керамики, а также собранием книг, церковных облачений и других предметов, связанных со Св. Антонием.

Крепость Сан-Жорж (CASTELO DE SAO JORGE). После того, как Лиссабон был отвоеван у мавров в 1147 году, Афонсу Энрикеш превратил крепость на вершине холма в резиденцию португальских королей. В 1511 году Мануэл I построил более шикарный дворец на том месте, которое известно ныне как Праса-ду-Комерсиу, а крепость стала использоваться как театр, тюрьма и арсенал. После землетрясения 1755 года укрепления лежали в руинах вплоть до 1938 года, когда Салазар начал реставрационные работы и восстановил средневековые стены, разбив рядом парк. Панорама Лиссабона с Сан-Жорж – одна из любимых перспектив для фотографов. Нынешний замок хоть и не подлинный, но прогулка по узким улочкам квартала Санта-Круж, лежащего за его стенами, весьма приятна.

Мирадоуру-да-Граса (MIRADOURO DA GRACA) – еще одна панорамная площадка. Она расположена в квартале Граса, построенном на рубеже XIX и XX веков для рабочих. Хотя вид на современные высотные здания менее живописен, чем пейзаж, открывающийся взору от Сан-Жорж, это хорошее место для отдыха в расположенном там кафе. За мирадоуру находится бывший монастырь августинцев, основанный в 1271 году и перестроенный после землетрясения. Церковь Граса, входящую в его комплекс, стоит посетить, чтобы посмотреть резные детали интерьера и азулежу XVII века на алтарной стене.

Алфама, Португалия
Алфама, Португалия

Байша (BAIXA).

Центральная часть Лиссабона с четкой планировкой улиц – Байша, или "Нижний город" – лежит между холмами Байрру-Алту и Алфама. Она тянется от Тежу на север, а за ней в гору поднимается прямая и широкая Авенида-да-Либердад.

Байша – по-прежнему торговый центр города, где расположены банки, офисы компаний и магазины. Этот квартал – детище маркиза Помбала – представляет собой один из первых в Европе примеров городского планирования. Центром района считается площадь Россиу – с вокзалом, театрами, ресторанами и кафе. Днем Байша, особенно пешеходная "улица Руа-Аугушта, запружен людьми, но вечером район почти пустеет.

После землетрясения 1755 года маркиз Помбал на месте нижней части проспекта Авенида-да-Либердад (Avenida da Liberdade) и площади Праса-душ-Рештаурадореш (Praca dos Restauradores) "создал так называемый "Общественный променад" - Пассеу-Публику (Passeo Publico), который, вопреки своему названию, был доступен только для представителей высших классов. Но когда в 1821 году к власти пришли либералы, барьеры – в том числе и в виде ворот и стен – были сняты, и проспект с площадью стали действительно открыты для публики.

Проспект, или скорее бульвар Avenida da Liberdade, каким его можно видеть сегодня, был отстроен в 1879-1882 годах в стиле парижских Елисейских Полей. Для своего времени, размах был весьма впечатляющим – длина бульвара полтора километра, ширина – 100 метров.

Постройки, на которые стоит обратить внимание, это дом № 188, здание кинотеатра "Тиволи" (Tivoli) в стиле неоклассицизма, а также № 166 – так называемый "Каза Ламбертини" с ярким мозаичным декором.

На площади Праса-душ-Рештаурадореш, украшенной поставленным в 1866 году обелиском в память об освобождении страны от испанского владычества в 1640 году, стоит обратить внимание на Паласиу Фож (Palacio Foz) . Этот дворец, в котором сегодня расположено главное туристическое бюро города, был возведен архитектором Франческо Саварио Фабри в 1755-1777 годах для маркиза Каштелу-Мельор. Нынешнее имя дворец получил от своих владельцев – маркизов Фож, которые жили в нем в XIX веке.

На восток от площади ведет улица Руа-даш-Порташ-де-Санту Антау (Rua das Portas de Santo Antao), пешеходная зона с множеством прекрасных рыбных ресторанов.

Площадь Праса Маркеш де Помбал (Pra " a Marques de Pombal) расположена в верхнем конце Avenida da Liberdade и известна также как "Ротунда". В центре ее стоит памятник Помбалу, открытый в 1934 году.

Маркиз Помбал, премьер-министр короля Жозе I, был подлинным героем восстановления города после землетрясения 1755 года. Пока философы занимались морализаторством, он действовал. "Похороните мертвых и накормите живых" – таков был его первый приказ после катастрофы. Он восстановил порядок, а затем начал воплощать в жизнь прогрессивный план городского строительства. Его эффективные действия по преодолению последствий землетрясения обеспечили ему почти абсолютную политическую власть.

Площадь Праса Маркеш де Помбал - Байша, Португалия
Площадь Праса Маркеш де Помбал - Байша, Португалия

Музей этнографии Географического общества Лиссабона (O MUSEU DA SOCIEDADE DE GEOGRAFIA - Rua das Portas de Santo Ant"o, 100"" 11:00-13:00/15:00-17:00 по понедельникам, средам и пятницам) обладает исключительно интересными этнографическими коллекциями из бывших португальских колоний в Африке и Азии. Большая часть собрания выставлена в красивейшем зале ("Сала Португал"), построенном в "эйфелевском" стиле.

Большая площадь Россиу (Rossio), носящая официальное название Pra " a de Dom Pedro IV , была сердцем центра Лиссабона на протяжении шести веков. За свою историю она была и ареной для боя быков, плацем для военных парадов и местом публичных казней. Здание вокзала Россиу, построенного по проекту Жозе Луиша Монтейру в конце XIX века, представляет собой яркий пример неомануэлинского стиля (отличительная примета – две мавританские арки в виде подковы).

Лифт-подъемник Санта-Жушта (Elevador de Santa Justa – Rua de Santa Justa и Largo do Carmo – понедельник-суббота 07:00-23:00, воскресенье и праздники – 09:00-23:00), известный также как "Подъемник Карму" (Elevador do Carmo), был сооружен на рубеже XIX и XX веков французским архитектором Раулем Менье де Понсаром, учеником Гюстава Эйфеля и является одной из самых ярких достопримечательностей Байши. Этот лифт обеспечивает подъем в квартал Байрру-Алту на высоту 32 метра. Построенная из стали и украшенная филигранным орнаментом башня представляет собой две шахты, предназначенные" для не менее изящно оформленных деревянных лифтовых кабин. На верхней площадке подъемника, которая находится вблизи от площади Ларгу-ду-Карму (Largo do Carmo), расположено кафе с превосходным видом на центр Лиссабона.

Улица Руа Аугушта (Rua Augusta) – оживленная пешеходная улица с мозаичной мостовой и множеством кафе и бутиков. Параллельно ей идут старые улицы золотых и серебряных дел мастеров – Руа ду Оуру (Rua do Ouru – золотая) и Руа да Прата (Rua da Prata -серебряная).

Праса ду Комерсиу (Pra " a do Comercio) – просторная площадь, на которой на протяжении 400 лет находилась резиденция португальских королей. Мануэл I переехал сюда из крепости Сан-Жорж в 1511 году. Однако его дворец, включая библиотеку, насчитывавшую 70 тысяч томов, был уничтожен землетрясением 1755 года. А восстановление города началось именно с Праса-ду-Комерсиу. Новый дворец представляет собой обширные здания с аркадами, которые охватывают площадь с трех сторон. Четвертой, южной стороной площадь выходит на реку Тежу. В центре - конная статуя короля Жозе I, сооруженная в 1775 году крупнейшим португальским архитектором того времени Машаду де Каштру. Впечатляющая триумфальная арка на северной стороне ведет к Руа-Аугушта и служит воротами в Байшу. Арка украшена статуями выдающихся исторических фигур страны, в том числе Васко да Гамы и маркиза Помбала. 1 февраля 1908 года на площади были убиты король Карлуш и его сын Луиш Филипп.

В 400 метрах к западу от Праса-ду-Комерсиу расположен вокзал Каиш-ду-Содре, (Cais do Sodre) - начальный пункт железнодорожной линии на курорт Кашкайш.

Байша, Португалия
Байша, Португалия

Байрру-Алту (BAIRRO ALTO) и Шиаду (CHIADO).

Байрру-Алту (Bairro Alto) (в дословном переводе "Верхний квартал") сложился в конце XVI века на вершине холма и является одним из самых живописных районов в городе. C начала его населяли богатые горожане, которые покидали приходившую в упадок Алфаму, но к XIX веку он и сам пришел в запустение. Сегодня он во многом сохранил традиционный образ жизни – с маленькими мастерскими и семейными ресторанчиками. По своему духу" Байрру-Алту отличается от лежащего рядом элегантного квартала Шиаду (Chiado), куда состоятельные лиссабонцы любят отправляться за покупками. Но в то же время, в отличие от Алфамы, Байрру-Алту создавался в результате планомерного расширения города за пределы оборонительных стен и поэтому имеет почти прямоугольную сеть улиц. Невооруженным глазом видно: если Алфама – место жизни бедноты, то Байрру-Алту – квартал с налетом богемности.

От квартала Байша в Байрру-Алту советуем подняться на лифте подъемнике Санта Жушта или на фуникулере Элевадор-да-Глория (Elevador da Gloria – Praca dos Restauradores), не менее антикварном, чем старые городские трамвайчики (его вагончики, судя по прикрепленной внутри табличке, построены в 1904 году)– он отправляется от площади Праса душ Рестаурадореш. Устроившись в этой медленно двигающейся вверх и дребезжащей, но, по-видимому, надежной конструкции, трудно поверить, что находишься всего в нескольких десятках метров от парадного центра и напряженных транспортных магистралей большого города...

Как и в Алфаме, в Байрру-Алту улочки неожиданно выводят к обзорным площадкам – мирадоуру, с которых открывается захватывающий вид на лежащий внизу город. И тут же обязательно кафе или пивная, в которых можно передохнуть. В Байрру-Алту ключом бьет ночная жизнь. Что ни дверь – ресторан, таверна или просто крошечная закусочная, в которых собираются обычные жители квартала. Но есть там и весьма модные и престижные заведения, задающие тон во всем городе, но прячущиеся за скромными дверями и аскетичной обстановкой внутри.

Смотровая площадка Мирадоуру-де-Сан-Педру-де-Алкантара (Miradouro de Sao Pedro de Alcantara) расположена рядом с верхней станцией фуникулера Элевадор-да-Глория. С мирадоуру открывается прекрасный вид на восточную часть города с крепостью Сан-Жорж над Алфамой через Байшу.

Винные подвалы Солар ду Виньу де Порто (Solar do Vinho de Porto – Rua de Sao Pedro de Alcantara , 45 – понедельник-пятница -10:00 – 23:45, суббота – 11:00-22:45, закрыт в воскресенье и праздники, тел – 21-347-57-07) – коллекция из более чем 6.000 видов портвейна, в том числе раритетных винтажных сортов. У стойки бара или расположившись в уютных креслах гостиной, Вы сможете продегустировать около 300 сортов порто (подробно о портвейне читайте ст. "ПОРТВЕЙН")

Иезуитская церковь Сан-Рок (Sao Roque - Largo Trinidade Coelho) конца XVI века снаружи выглядит весьма скромно. Однако отделка ее внутренних помещений, наоборот, поражает великолепием. Особенно интересно убранство капеллы Иоанна Крестителя (последняя слева). Она была выполнена по заказу короля Жуана V в Риме в 1742 году из ценных пород дерева, слоновой кости, золота и драгоценных камней, была благословлена папой и доставлена в Португалию на трех кораблях.

Тавареш (Tavares) на улице Rua da Misericordia , 37, - старейший ресторан Лиссабона открытый в 1784 году.

Сервежариа да Триндаде (Cervejaria da Trindade – рядом с площадью Praca da Trindade – Rua Nova Trindade , 20) – популярный пивной зал с потрясающим интерьером 19 века из изразцовых панно.

Байрру-Алту, Португалия
Байрру-Алту, Португалия

Церковь Карму (Igreja do Carmo) и Археологический музей Кармо (Largo do Carmo" летом 10:00-17:50, зимой 10:00-13:00/14:00-17:00, закрыт по воскресеньям и праздникам) расположены в старом монастыре, построенном в 1389 году и частично разрушенном в 1755 году. В музее представлены предметы и археологические находки, относящиеся к доисторическим, римским временам, средневековью, а также экспонаты доколумбовой Америки.

Музей Шиаду (Museu do Chiado - Rua Serpa Pinto, 4 - 10:00-18:00, по вторникам 14:00-18:00, закрыт по понедельникам и праздничным дням) обладает впечатляющей коллекцией живописи, графики и скульптуры с середины XIX века по 1960 год, включая работы наиболее известных португальских художников различных поколений и направлений – романтизм, натурализм, модернизм, сюрреализм и абстракционизм.

Рынок "24-ого июля" - Меркаду Винте-Куатру де Жулью (Mercado 24 de Julho – Avenida 24 de Julho – 03:00 – до вечера – с понедельника по субботу) – с раннего утра до вечера здесь оживленно идет торговля рыбой, сырами, мясом, фруктами и овощями. Все продукты свежайшие, как говорится, "только что с огорода". Разнообразие красок и ассортимента поражает любое воображение.

За Шиаду укрепилась репутация района творческой и интеллектуальной богемы, и там можно найти немало памятников деятелям португальской культуры. Бронзовый Фернанду Пессоа, самый известный португальский поэт прошлого века, сидит за столиком перед знаменитым кафе "Бразилейра" (A Brasileira) на элегантной торговой улице Руа Гаррет (Rua Garrett) прямо посреди тротуара. Отрытое в 1920-е годы, кафе было излюбленным местом встреч лиссабонских интеллектуалов, Пессоа вообще избрал его в качестве своей штаб-квартиры. Улица Гаррет – основная торговая улица Шиаду – известна в том числе и хорошими дорогими антикварными магазинами с изысканными интерьерами: богатыми настенными росписями и зеркальными витринами.

К востоку от улицы Руа да Роза (Rua da Rosa) вниз по склону холма раскинулся истинно народный квартал с маленькими лавочками, развешенным бельем и цветочными горшками на окнах. Это один из центров ночной жизни с многочисленными ресторанами, домами фаду, рассчитанными в основном на туристов.

Парламентский дворец - Паласио Даш Кортеш (Palacio das Cortes – Rua de Sao Bento , посещение возможно заказывать заранее) или Паласио дэ Сау Бенту (Palacio de Sao Bento) – грандиозное белое монументальное здание в неоклассическом стиле конца 16 века- бывший бенедиктинский монастырь.

Национальный музей старого искусства, или Музей "Жанелаж вердеш" ( Museu Janelas Verdes - Rua das Janelas Verdes – среда-воскресенье - 10:00-18:00, по вторникам 14:00-18:00, закрыт по понедельникам и праздникам – тел 21-396 41 51) -Это один из важнейших музеев страны. Он расположен во дворце XVII века и в здании, стоящем на месте кармелитского монастыря XVI века, от которого осталась часовня. В собрании музея представлена живопись португальских художников Нуну Гонсалвеша (XV в.), Фрея Карлуша, Вашку Фернандеша, Грегориу Лопеша, Криштована Фигейреду (XVI в.) Виейры Портуэнсе и Домингуша Секейры (XVIII-XIX вв.), а также коллекция выдающихся европейских мастеров (Босх, Дюрер, Гольбейн, Лукас Кранах, Зурбаран, Пьетро делла Франческа, Рафаэль, Фрагонар, Курбе). Особую ценность музея составляет триптих Иеронима Босха на тему "Искушение Св. Антония". Интересная коллекция религиозной скульптуры от средневековья до барокко, а также прекрасные образцы прикладного искусства – португальская и восточная керамика, мебель, ковры. Особого упоминания заслуживает самое лучшее в Португалии собрание золотой и серебряной посуды, в том числе красивейшая серебряная столовая посуда португальской королевской семьи. Также интересна коллекция изделий прикладного искусства из Африки, Индии, Китая, Японии.

Байрру-Алту, Португалия
Байрру-Алту, Португалия

Район Белен (BELEM).

Некогда лиссабонский пригород, а сегодня часть португальской столицы, Белен (Belem) неразрывно связан с эпохой Великих географических открытий и вообще "золотым веком" страны. Здесь рождалась морская слава Португалии, здесь она и увековечивалась в камне. Причем в этой связи название "Белен" выглядит весьма символично – в переводе с португальского это "Вифлеем".

Некогда там, где сегодня простирается зеленая площадь перед монастырем Жеронимуш (Mosteiro dos Jeronimos), плескалась вода гавани Рештелу. Именно из нее португальские каравеллы отправлялись в свои знаменитые далекие плавания. На берегу стояла маленькая часовня Генриха Мореплавателя, в которой молился Васко да Гама в ночь перед отплытием в Индию 8 июля 1497 года, и в которой его встречал король Мануэл I после славного возвращения в сентябре 1499-го. И неслучайно, что именно здесь, в Белене во время своего правления Салазар, пытаясь возродить былую славу, заложил площадь Праса-ду-Империу для выставки "Португальский мир" в 1940 году и площадь Праса Афонсу де Албукерке, посвященную вице-королю Индии Албукерке. Сегодня, когда порт здесь исчез, а берег отодвинулся на многие метры, Белен стал живописной зоной отдыха.

Дворец Паласиу-де-Белен (Palacio de Belem - Pra " a Afonso de Albuquerque) – его называют еще "розовым дворцом" из-за нежно-розового фасада - был построен графом Авейраш в 1559 году – тогда он стоял почти на самом берегу Тежу. В XVIII веке его купил король Жуан V, который разбогател на золоте из Бразилии. Он значительно перестроил дворец, пристроив к нему манеж, и разбил вокруг него сады. Во время землетрясения 1755 года в нем жил со своей семьей король Жозе I, благодаря чему и пережил землетрясение. Сегодня дворец является резиденцией президента страны.

Национальный музей карет (MUSEU NACIONAL DOS COCHES - Pra"a de Afonso de Albuquerque 10:00-18:00, закрыт по понедельникам и праздникам) находится в бывшем королевском манеже, расположенном рядом с резиденцией президента Паласиу-де-Белен. Его собрание считается одной из лучших коллекций карет в мире. Наиболее впечатляющими экспонатами являются три кареты, которые входили в состав португальского посольства к папе Клементу IX в XVIII веке. В музее также выставлены портреты членов королевской семьи из династии Браганса, в частности королевы Амелии, которая основала музей в 1905 году.

Монастырь Жеронимуш (Mosteiro dos Jeronimos). Полное его название – Моштейру-де-Санта-Мария – монастырь Святой Марии, но больше он известен как "Жеронимуш", ибо он принадлежал ордену иеронимитов. Это самый величественный и прекрасный памятник эры Великих географических открытий в Португалии.

Монастырский комплекс располагался когда-то на самом берегу Тежу. На этом месте стояла часовня Генриха Мореплавателя, где встречали из первого триумфального плавания в Индию Васко да Гаму. В благодарность за открытие морского пути вокруг Африки и за счет тех сокровищ, что привез из Индии Васко да Гама, Мануэл I в 1500 году и решил начать строительство монастыря.

Замечательное убранство монастыря отражает вселенские воззрения его основателя и могущественные финансовые источники, которыми он обладал (Лиссабон в тот период по роскоши превзошел все остальные столицы Европы). XVI век в Португалии был неразрывно связан с открытиями и мессианской идеей Империи, которые вдохновили рождение уникального стиля, известного как мануэлино. Особенно характерны его декоративные резные элементы, поскольку они больше всего позволяют узнать об этом уникальном вкладе Португалии в искусство резьбы по камню.

Монастырь сооружался в соответствии с размахом эпохи: он возводился по таким грандиозным проектам, что строительство его так никогда и не было завершено в полной мере. Он начал строиться по проекту архитектора Диогу Бойтака в 1502 году. С 1516 года его работа была продолжена Жуаном де Каштильо, а в середине XVI века Диогу де Торралва.

Знакомство с монастырем лучше всего начать с южного фасада, на котором особо примечателен взметнувшийся ввысь на 32 метра портал работы Жуана де Каштилью со множеством превосходных резных деталей, которые изображают сцены из жизни Св. Иеронима и королевский герб. В центре – статуя Генриха Мореплавателя с мечом, а над ней" – фигура Богоматери. Весь портал кажется устремленным к небу, и на самом верху его венчает архангел Гавриила, ангел-хранитель Португалии.

Скульптурное оформление западного портала работы Никола де Шантарена. Коленопреклоненных короля Мануэла I (слева) и его жену, королеву Марию (справа) оберегают Св. Иероним и Иоанн Креститель. Три скульптурные группы в верхних нишах изображают сцены рождения Христа. В нижней части изображены четыре евангелиста и принц Фернанду, брат Генриха Мореплавателя. Это вход, который ведет в церковь, под галерею верхнего хора.

Там находятся гробницы" великого поэта Луиса Камоэнса, описавшего морские подвиги португальцев в эпической поэме "Лузиады", и Васко да Гамы. Но саркофаг Камоэнса пуст: поэт умер в бедности от чумы и похоронен в неизвестном массовом захоронении. По другой версии, во время землетрясения 1755 года саркофаг раскололся, и его прах разнесло ветром на все четыре стороны...

Белем, Португалия
Белем, Португалия

За этими гробницами расположен широкий и прекрасный позднеготический зал, спроектированный Жуаном де Каштилью, с безарочными сводами, поддерживаемыми лишь тонкими изящными резными колоннами. В просторном поперечном нефе своды словно парят в небе, так как там вообще нет колонн!

В левом и правом приделах находятся гробницы королей и принцев – потомков Мануэла I. В алтарной части расположены саркофаги самого Мануэла I, Жуана III и их жен, каждый из которых поддерживают каменные слоны с бивнями из слоновой кости. Обращают на себя внимание 32 колонны из мрамора Эштремож и Борбы, а также пресбитерий из чистого серебра середины XVII века. Каждая из галерей открывается в центральное пространство четырьмя арками. В монастыре есть еще один примечательный кенотаф: гробница "желанного" короля Себастиана.

Одним из самых прекрасных памятников стиля мануэлино является внутренний дворик – клауштру. Каждая из его галерей открывается в центральное пространство четырьмя арками. В одной из галерей – небольшой скромный памятник, под которым покоится прах выдающегося поэта Фернанду Пессоа.

Национальный археологический музей (MUSEU NACIONAL DE ARQUEOLOGIA - Pra " a do Imperio 10:00-18:00, по вторникам 14:00-18:00, закрыт по понедельникам и праздникам), основанный в 1893 году, расположен в здании, являющемся частью монастыря Жеронимуш. В нем представлены этнографические и археологические коллекции, которые иллюстрируют богатое наследие Португалии в области керамики, скульптуры, мозаики, производства стекла. Особый интерес представляют собрания кельтских золотых и серебряных украшений, а также египетских древностей.

Морской музей (MUSEU DA MARINHA - Pra " a do Imperio " зимой 10:00-17:00, летом 10:00-18:00, закрыт по понедельникам и праздникам) расположен в здании, также являющемся частью монастыря Жеронимуш. В его собрание представлены традиционные португальские суда, королевские барки, модели лодок и кораблей, навигационные приборы, а также картины, иллюстрирующие морскую историю Португалии на протяжении веков. В том числе и экспонаты, свидетельствующие о малоизвестных у нас эпизодах покорения португальцами мира. Например, там также можно увидеть тот самый гидроплан "Лузитания", на котором в 1922 году впервые была пересечена Атлантика от Лиссабона до Рио-де-Жанейро..

Монумент Первооткрывателям (Monumento dos Descobrimentos - Avenida de Brasilia) – визитная карточка Лиссабона - был построен в 1960 году в ознаменование 500-летия смерти Генриха Мореплавателя. Выполненный в форме каравеллы, этот монумент 52-метровой высоты поставлен в память о выдающихся португальских мореходах и их покровителях-королях. На нем можно увидеть фигуры Генриха Мореплавателя, Васко да Гамы, открывателя Бразилии Педру Алвареш Кабрала, Фернана Магеллана, а также поэта Луиса Камоенса, художника Нуну Гонсалвеша, королей Мануэла I и Афонсу V... К северу от монумента на мостовой посреди площади выложены огромный морской компас и мозаичная карта мира, на которой галеоны и русалки отмечают морские открытия XV-XVI веков. Это дар Южно-Африканской Республики 1960 года. Внутри самого монумента на лифте можно подняться наверх, откуда открывается прекрасный вид на Белен и Тежу.

Музей народного искусства (MUSEU DE ARTE POPULAR - Avenida de Brasilia" 10:00-12:30/14:00-17:00 закрыт по понедельникам и праздникам) знакомит посетителей с португальским народным искусством: ремеслами, одеждой, керамикой, мебелью, инструментами, изделиями из серебра, пробки, а также с живописью из всех районов страны.

Беленская башня (Torre de Belem), воздвигнутая в начале XVI века, наряду с монастырем Жеронимуш, – одно из немногих монументальных сооружений Лиссабона золотой эпохи открытий, сохранившихся после землетрясения 1755 года. Это прекрасный и оригинальный памятник, который не имеет аналогов в мире. Башня очень гармонично смотрится на фоне неба и воды Тежу и благодаря своему изящному внешнему декору выглядит резным сокровищем. Однако для возводившего ее короля Мануэла I, она, прежде всего, была одним из важных оборонительных сооружений вдоль устья Тежу и должна была обеспечивать перекрестный обстрел реки.

Башня построена на островке около правого берега Тежу, однако за прошедшие со времени ее строительства, берег почти придвинулся к ней. Сооружение началось в 1514 под руководством архитектора Франсишку де Арруды и завершено к 1521 году.

Наблюдательные посты на каждом из углов башни увенчаны" куполами, в которых явно сказывается влияние фортификационной архитектуры Марокко, где учился Франсишку ди Арруда. Однако в основном декор башни чисто мануэлинский – резные канаты, геральдические мотивы и даже знаменитые носороги – первые скульптурные изображения этих невиданных зверей в Европе. Богаче других декорирована стена, обращенная на юг: на ней мы видим щит короля Мануэла I и армиллярные сферы – еще одна типичная примета стиля мануэлино. С вершины башни открывается превосходный вид на устье Тежу и западную часть Лиссабона.

В Белене обязательно надо посетить и кафе "Каза-душ-паштейш-де-Белен" (Casa dos Pasteis) на Largo - dos - Jeronimos . Оно открылось еще в 1837 году. Там готовят знаменитые "паштел де Белен" – открытые пирожные из слоеного теста с заварным кремом, присыпанным корицей.

Белем, Португалия
Белем, Португалия

Другие достопримечательности Лиссабона:

Кришту-Рей (Cristo Rei)– огромная белая статуя Христа, которая взирает на Лиссабон с высокого противоположного берега Тежу. За ее образец была взята более знаменитая статуя Христа в Рио-де-Жанейро.. Фигура Христа высотой 28 метров на огромном пьедестале была построена Франсишку Франку в 1949-1959 годах по инициативе Салазара на народные пожертвования. С вершины пьедестала высотой 82 метра, куда можно подняться на лифте, открывается превосходный вид на город и реку.

Мост 25 Апреля (Ponte 25 de Abril) , связывающий берега Тежу, – еще одно гигантское творение той же эпохи. Он был построен в 1966 году, а за образец был взят мост "Золотые ворота" в Сан-Франциско.. Его длина – два километра. Бедная по западноевропейским меркам, раздираемая внутренними противоречиями и колониальными войнами Португалия смогла найти и гениальные инженерные идеи, и средства, чтобы соорудить у себя самый длинный мост на континенте. Он, кстати, строился с таким запасом прочности, что сегодня под ним, вторым ярусом, протянули железнодорожные пути, по которым пустили на другой берег, в Алмейду электричку. Имя "25 Апреля" мост получил в 1974 после свержения диктатуры в результате бескровной апрельской революции.

Мост Васко да Гама (PONTE VASCO DE GAMA). Выше по течению реки, но в еще более широком месте, в 1998 году завершилось строительство еще одного моста, который тоже, вне сомнения, входит в число достопримечательностей португальской столицы. Носящий имя великого морехода, он был сооружен к открытию Всемирной выставки Экспо-98 в Лиссабоне. Его общая протяженность 17185 метров, а длина центрального пролета, висящего на металлических канатах, – 420 метров. До сооружения моста между Копенгагеном и Мальме, он был самым длинным в Европе. Рекорды были побиты и по темпам возведения – мост строили всего 18 месяцев! На его сооружение ушло 730 тысяч кубометров бетона, а запас прочности у него таков, что он способен выдержать землетрясение в четыре раза сильнее того, что произошло в Лиссабоне в 1755 году.

Здание торгового центра "Аморейраш" (Avenida Engenheiro Duarte Pacheco – открыт ежедневно 10:00-23:00) "был построен в 1985 году. Этот огромный футуристический комплекс, украшенный башнями, включает 370 магазинов, десять кинотеатров и множество кафе.

Музей Фонда Калуста Гульбенкяна (MUSEU CALOUSTE GULBENKIAN - Avenida de Berna, 45 A , открыт ежедневно 10:00-17:00, закрыт по понедельникам и праздникам) – самый крупный художественный музей страны. Его здание построено в соответствии с самыми современными представлениями о музейном дизайне и прекрасно гармонирует с окружающим парком. В постоянной экспозиции находятся прекрасные произведения искусства Древнего Египта и Месопотамии, Персии, Турции, Сирии, Армении, Индии и Дальнего Востока. Есть коллекции европейской (фламандская, английская, французская, английская и итальянская) живописи и скульптуры (XVIII-XIX вв.). Представлено также декоративное и прикладное искусство с XI по середину XX века (прежде всего, периода Возрождения, французская мебель времен Людовика XV и Людовика XVI, уникальная коллекция ювелирных изделий Рене Лалика).

Центр современного искусства (CENTRO DE ARTE MODERNA - Rua Dr Nicolau de Bettencourt " с 1 июня по 30 сентября 10:00-17:00, по средам и субботам 14:00-19:30, с 1 октября по 31 мая 10:00-17:00, закрыт по понедельникам и праздникам) расположен напротив Музея Гульбенкяна и является частью того же фонда. В музее обширная коллекция португальского искусства XX века (живопись, графика, скульптура и фотография), а также современного британского (1960-е годы по настоящее время) и армянского искусства.

На площади Campo Pequeno доминирует огромное здание из красного кирпича в нео-мавританском стиле, сооруженное в конце XIX века. Это – арена для корриды (или тоуррады), которая вмещает до 9 тысяч зрителей. Бои быков там устраиваются один-два раза в неделю, а в остальное время сооружение служит для проведения концертов и традиционного рождественского циркового представления.

Музей воды (MUSEU DA AGUA - Rua do Alviela, 12" 10:00-18:00, закрыт по воскресеньям и праздникам) находится в старой водонапорной станции, которая сама по себе дает представление о промышленном здании XIX века. Экспозиция знакомит с историей водоснабжения в городе с римских времен до наших дней. Музей завоевал приз Совета Европы в 1990 году.

Филиал музея – Лиссабонский акведук. Построенный в 1732 году по приказу короля Жуана V, он представляет собой прекрасный пример инженерной мысли прошлого и является одним из тех немногих сооружений Лиссабона, которые не пострадали во время землетрясения 1755 года.

Мост Васко да Гама - Лиссабон, Португалия
Мост Васко да Гама - Лиссабон, Португалия

Музей города (MUSEU DA CIDADE - Campo Grande, 245 10:00-13:00/14:00-18:00, закрыт по понедельникам и праздникам) расположен в Паласиу-Пимента, летней резиденции середины XVIII века. Жилые покои, богато декорированные азулежу времен правления Жуана V, были использованы для воссоздания духа времени и стиля жизни XVIII века и представляют собой неотъемлемую часть экспозиции. В музее обширная коллекция археологических находок, живописи, графики, резных камней, иллюстрирующая историю Лиссабона с доисторических и античных времен до XIX века, с особым акцентом на период барокко и время правления маркиза Помбала. Очень любопытна большая модель города до 1755 года, выполненная в 1950 году.

Национальный музей азулежу (MUSEU NACIONAL DO AZULEJO - Rua da Madre de Deus, 4 10:00-18:00, по вторникам 14:00-18:00, закрыт по понедельникам и праздникам) находится в монастыре, построенном в 1509 году по приказу вдовы короля Жуана II Леоноры. Превосходная коллекция азулежу включает описание их исторической, технической и художественной эволюции в Португалии с XV века по сегодняшний день. В собрании наибольший интерес представляет панно 1730 года с панорамой Лиссабона до землетрясения 1755 года, а также авторские работы мастеров-керамистов XX века.

Дворец Фронтейра (PALACIO FRONTEIRA - Largo S" o Domingos de Benfica, 1 - с июня по сентябрь 10:30-11:00/11:30-12:00, с октября по май 11:00 - 12:00, закрыт по воскресеньям и праздникам, экскурсии только с сопровождением), сооруженный в XVII веке, богато декорирован азулежу. С момента постройки до наших дней он принадлежит одной семье – маркизам Фронтейра. Окружающие дворец сады считаются одними из самых красивых в стране.

Парк Наций (PARQUE DAS NACOES - Parque Expo 98, Avenida D.Joao II, территория открыта ежедневно с утра до поздней ночи, павильоны – каждый имеет свое расписание) – вдоль берега реки Тежу на 5 км раскинулся этот прекрасный комплекс, построенный к проведению последней Всемирной выставки-ярмарки 20 столетия – ЭКСПО-98. После закрытия выставки территория была названа Парком Наций и стала не только достопримечательностью Лиссабона, но и самым популярным местом отдыха лиссабонцев и гостей города – кроме тематических павильонов здесь расположились более 40 ресторанов и баров, концертные залы. Павильоны - средоточие достижений человека 20 столетия в области охраны природы и океана:

Океанариум - самый большой в Европе, 16000 представителей всех океанов нашей планеты, 450 видов животных.

Интерактивный центр науки и технологий - представляет регулярно обновляющиеся тематические выставки, во время которых посетители становятся активными их участниками.

Павильон "Атлантика" - один из самых крупных залов для проведения различных масштабных мероприятий - от музыкальных до спортивных.

Выставочный комплекс - все крупные международные выставки проходят здесь, на территории 100.000 м 2.

Театр камоэнса - специально оформленный для проведения крупных театральных и музыкальных спектаклей," на 900 мест. Sony plaza - многофункциональный комплекс с очаровательным парком "и самой большой в Лиссабоне открытой площадкой-сценой.

Башня васко да гама - высотой 140 м с панорамным рестораном, откуда открывается восхитительный вид на Парк Наций, Лиссабон и Тежу.

Фуникулер - самый лучший способ с высоты насладиться видами Парка Наций и реки Тежу.

Сады и парки - не только место для прогулок - каждый из них имеет свою философию, воплощенную в оригинальной ландшафтной архитектуре, повествующую о своих растениях. Здесь создана полная гармония для релаксации и полноценного отдыха жителей большого и динамичного города, как взрослых, так и детей. (Примечание - про "большой и динамичный город Лиссабон" считаем необходимым пояснить, что так считают сами португальцы - по нашим же меркам, сам Лиссабон, как и вся страна, - воплощение жизни спокойной и без суеты!)

Сады и парки Лиссабона являются неотъемлемой и важной достопримечательностью столицы, создают необходимый баланс между ритмом деловой жизни и отдыхом на природе, доступным даже в обеденный перерыв. Их в городе много и мы приведем здесь лишь некоторые крупные парки.

Тропический сад (jardim " agricola tropical).

Дворец Фронтейра - Лиссабон, Португалия
Дворец Фронтейра - Лиссабон, Португалия

Окрестности Лиссабона:

После того, как Лиссабон в 1256 году стал столицей, португальские короли и знать строили загородные резиденции и виллы к западу от города, прежде всего на прохладных зеленых холмах Синтры. В окрестностях Лиссабона своим разнообразием поражают ландшафты. Величественные и захватывающий дух виды открываются с мысов Кабу-да-Рока и Эшпишел. А архитектурные сокровища можно увидеть не только в заповедной Синтре, но и в промышленном Сетубале.

Мыс Кабу-да-Рока (Cabo de Roca) - "Там где кончается Земля и начинается Океан…." - это о мысе Рока - самой западной точке Европы. Вот где хочется обрести крылья ! Здесь понятна манящая вдаль бесконечность… Со скалистого обрыва высотой 140 метров открывается живописный вид на побережье. Удостоверить Ваше пребывание на "краю Земли" можно грамотой - ее выпишут старинным стилем на Ваше имя.

Серра-де-Синтра (Serra de SINTRA) - это горный массив неподалеку от крайней западной точки Европы, утопающий в зелени парков и садов. Благодаря уникальному микроклимату (здесь всегда прохладнее, чем в Лиссабоне) район Синтры стал местом не только летней резиденции португальских королей, но и множества вилл и поместий богатых магнатов прошлого. Когда шоссе от Кабу-да-Рока поднимется на первый невысокий кряж, после скал и песчаных дюн побережья, сразу оказываешься в лесу, где кроме привычных для Португалии эвкалиптов и сосен попадаются и совсем экзотические деревья. Среди гор, парков и лесов Серра-де-Синтра и расположен старинный город Синтра и множество окружающих его великолепных усадеб. Считают, что своим возникновением Синтра обязана культу Луны, которой поклонялись древние жители этих мест. Hедаром хребет Серра-де-Синтра римляне называли Лунными горами. О тех далеких временах напоминают и доисторические мегалиты, что встречаются по всему району вокруг Синтры. Да и само название городка выводят от греческого Синтия - одного из имен богини Луны Артемиды.

В трех километрах от Синтры находится Монсеррат, самый известный из парков в этой местности. История поместья идет еще со времен мавров, но свое имя оно получило от маленькой часовни XVI века, посвященной Богоматери Монсеррата, что в Каталонии. Сады были разбиты в самом конце XVIII века богатым молодым эксцентричным эстетом, англичанином Уильямом Бекфордом. Их обессмертил Байрон в "Паломничестве Чайльд-Гарольда". В 1856 году покинутое поместье приобрел другой англичанин, текстильный магнат миллионер Фрэнсис Кук. В 1860-е годы он построил сказочный замок в мавританско-индийско-готическом духе и разбил вокруг огромный экзотический парк. Архитекторы и садовники были приглашены из Англии, и весь комплекс является воплощением распространенного в викторианскую эпоху увлечения Востоком. В парке до сих пор произрастают три тысячи видов растений, причем папоротники Кук лично доставил сюда из Австралии.

Неподалеку расположено и поместье Сетеайш (SETEAIS). Этот роскошный дворец с прекрасным парком был построен в XVIII веке для голландского консула и торговца бриллиантами Даниэля Гильдемеестера. Сегодня в усадьбе размещается гостиница, где останавливались многие знаменитости, в том числе Агата Кристи, рок-звезды Дэвид Боуи и Мик Джаггер.

Келуж (QUELUZ) - этот дворцовый комплекс - великолепный пример гражданской архитектуры в стиле рококо, который иногда сравнивают с Версалем - находится на полпути между Лиссабоном и Синтрой. Его главным архитектором был француз Жан-Батист Робийон, чье имя носит один из прекрасных павильонов. История дворца уходит ко временам восстановления независимости (XVII в.), когда там, на территории владений Криштована ди Моура, маркиза Каштелу Родригу, был охотничий павильон. Так как маркиз был тесно связан с испанской короной, его собственность перешла португальской правящей семье. Позже Келуш стал резиденцией детей короля Жуана V, и его сын - король Педру III - и начал возведение комплекса в 1747 году. Тогда португальский архитектор Матеуш Висенти ди Оливейра из школы Мафры создал прекрасный фасад и крыло здания, где расположен тронный зал. Однако лиссабонское землетрясение прервало строительство - Матеуша Висенти ди Оливейру вызвали в столицу для более срочной работы, а его место занял Робийон. Французский архитектор не только довел до конца сооружение дворца, но и спланировал великолепный парк со статуями и фонтанами, а также каналом, выложенным расписанными изразцами в стиле рококо. В былые времена по этому каналу кавалеры катали на лодках своих дам. Дворец Келуж (10:00-13:00/14:00-17:00, закрыт по вторникам) ныне превращен в музей декоративного искусства, коллекции которого ранее принадлежали королевской семье и размещены так же, как и в прежние времена.

Мыс Кабу-да-Рока - Лиссабон, Португалия
Мыс Кабу-да-Рока - Лиссабон, Португалия

Синтра (SINTRA).

Город объявлен ЮНЕСКО мировым достоянием Мавры, захватившие Пиренейский полуостров, оценили оборонное значение Синтры и соорудили на горе над городом крепость. Когда в 1147 году Афонсу Энрикеш изгнал арабов, здесь стали появляться монастыри, в первую очередь ордена тамплиеров, под протекцией которых находился город. Тогда-то благодатные условия Синтры, лежащей совсем рядом со столицей, по достоинству оценили португальские монархи. Они превратили город в свою летнюю резиденцию, построив там дворец. Hо особенно роль Синтры возросла, когда в Лиссабоне свирепствовала эпидемия чумы. Семья португальских монархов не просто пережидала там страшные дни: отсюда в начале XVI века исходили и все указы короля Мануэла I. Ну а туда, где жила королевская семья, потянулась, естественно, и знать. И постепенно в старом мавританском городе появились многочисленные виллы и дворцы фамилий голубых кровей и просто богатых людей. Здесь немало усадеб и вилл, построенных португальцами, сколотившими состояния за границей. И строили они их в стиле тех стран, где им улыбнулось счастье. Поэтому архитектура здешних построек крайне разнообразна. Исторический центр Синтры - это лабиринт улочек, лестницы, аркады и необычные дворцы.

Достопримечательности Синтры:

Каштелу-душ-моуруш (Castelo dos Mouros)- мавританская крепость, построенная в VIII-IX веках. Она расположена на вершине одной из гор, поднимающихся над Синтрой. Со стен крепости открывается превосходный вид на окрестности.

Дворец Паласиу Насионал (Palacio Nacional - Largo Rainha D. Amelia 10:00-13:00/14:00-17:00, закрыт по средам). В том месте, которое сегодня считается сердцем города, расположен Паласиу-Насионал ("Национальный дворец"), известный еще и как Пасу-Реал (PACO REAL - "Королевский дворец"). Он служил королевской семье с XIV вплоть до XX века и является, вероятно, самой необычной в стране постройкой, предназначенной для венценосных фамилий.

Дворец сооружался на протяжении нескольких эпох, которые, как и вкусы каждого из его владельцев, оставили на нем свои следы. С дворцом связано много важных событий в истории Португалии - в нем родился и умер Афонсу V, Жуан II был провозглашен в нем королем, здесь Мануэл I получил известие об открытиях Индии и Бразилии, и отсюда, наконец, Себаштиан отправился в свой трагический поход, закончившийся разгромом при Алкасер-Кивире. Но дворец был не только местом отдыха, но и просвещения. Здесь ставились пьесы драматурга Жила Висенте, а поэт Камоэнс, возможно, впервые читал свои "Лузиады" королю Себаштиану. Свой след на современном облике дворца оставил и король Жуан I. Говорят, его однажды застали в двусмысленной ситуации с одной из придворных, что тут же породило слухи. В ответ на это король приказал на потолке одного из залов, известного теперь как "Сала-даш-Пегаш" ("Сорочий зал"), нарисовать сорок, которые должны были символизировать болтливых придворных дам и отвратить их от распускания слухов.

Внутренние помещения дворца - это лабиринт комнат, дворов, лестниц, коридоров, украшенных прекрасными азулежу. Помимо "Сала-даш-Пегаш", великолепен расписной потолок в так называемом "Оружейном зале" - он украшен гербами знатных родов Португалии. Посетители порой ощущают, будто попали в сказочный мавританский дворец. И действительно, в Паласиу-Насионал многое сохранилось от традиций мавров - там почти отсутствовала мебель, и даже в XVII веке здесь, вместо того, чтобы сидеть на стульях, предпочитали возлежать на подушках...

Самое же примечательное в этом конгломерате различных элементов и стилей - венчающие дворец гигантские белые конические дымовые трубы королевской кухни, которые стали наиболее известным ориентиром Синтры.

Дворец Паласиу-да-Пена (Palacio de Pena - летом 10:00-18:30, зимой 10:00-17:00, закрыт по понедельникам и праздникам). Если на одной скале над Синтрой высятся остатки мавританской крепости, то на другой, самой высокой - гордо красуется фантастический псевдосредневековый дворец Паласиу-да-Пена, напоминающий своей эклектикой и веселым разноцветьем замок Спящей Красавицы из Диснейленда. Это и понятно: его построил король Фернанду II, который до женитьбы на португальской королеве Марии II был Фердинандом Саксен-Кобург-Готским. Дворец и сочетает в себе и привычные для немецкого принца элементы баварского зодчества и архитектурную стилистику его новой родины, прежде всего мануэлино. Фердинанд был известен в Португалии как "король-художник". Он любил искусство, природу и увлекался новейшими изобретениями. Он сам очень неплохо писал акварелью. В 1869 году, через шестнадцать лет после смерти Марии II, он женился на своей любовнице, оперной певице. А мечтой его жизни было возведение экстравагантного дворца в Синтре.

Синтра, Португалия
Синтра, Португалия

Замок и разбитый вокруг него по склонам горы парк начали создавать в 1840 году на месте развалин маленького заброшенного монастыря Hосса-Сеньора-де-Пена, которые принц Фердинанд приобрел вместе с окружавшими их лесами. Дворец, куда должны были свозиться чудеса со всего света, строил немецкий архитектор барон фон Эшвеге. Фердинанд вложил в этот проект огромные средства, и работа продолжалась до самой его смерти в 1885 году. С провозглашением республики дворец стал музеем. Внутренние помещения с роскошным убранством (в том числе и спальня Мануэла II, последнего короля страны) сохранены в том виде, в котором их оставила последняя владелица, королева Амелия, вынужденная бежать из Португалии в 1910 году.

Склоны горы, на вершине которой вознесся волшебный дворец-замок, представляют собой роскошный лесопарк с экзотическими деревьями со всего мира. Это тоже детище короля Фернанду, который, видимо, решил не уступать английскому миллионеру Куку. Именно благодаря ему и Куку окрестности Синтры покрылись теми удивительными лесами - с пальмами, бамбуком и араукариями, - которые делают их больше похожими на гигантский ботанический сад.

Москвичам отдельные элементы дворца Паласиу-да-Пена, и особенно въездная арка, могут показаться удивительно знакомыми. И это не удивительно. Заказчик и первый владелец особняка на Воздвиженке, известного как Дом Дружбы - молодой и эксцентричный Арсений Морозов (двоюродный племянник Саввы Морозова), говорят, побывал в начале 1890-х годов в Синтре. Он и был, видимо, настолько впечатлен увиденным замком Паласиу-да-Пена, что прямо на платформе здешнего вокзала заказал построить "такой же" своему другу и спутнику, архитектору В. А. Мазырину. Конечно, особняк на Воздвиженке вовсе не копия замка в Синтре, а скорее вообще собирательный образ необычных построек, какие можно увидеть в Португалии. Но присутствие стиля мануэлино в постройке очевидно: подковообразная арка, украшения в виде завязанных в узлы канатов.

Одним из самых любопытных мест Синтры является Кинта-да-Регалейра (QUINTA DA REGALEIRA - Rua Barbosa do Bocage, посещение только по записи на фиксированное время с экскурсоводом). Эта великолепная, романтическая и полная загадок усадьба ведет свою историю с конца XVII века. Но теперешний вид она стала приобретать лишь в самом конце XIX века, когда ее владельцем стал Антониу Аугушту Карвалью Монтейру. Наследник колоссального семейного состояния, умноженного в Бразилии благодаря монополии на торговлю кофе и драгоценными камнями, он получил диплом юриста в университете Коимбры и был, вне сомнения, человеком культурным и очень образованным: его библиотека считалась одной из лучших в Португалии. И приобретя усадьбу, он решил создать некий дворец философии, а парк задумывался как Эдем, райский сад. Прекрасный дворец, построенный итальянским архитектором Луиджи Манини, окружен не менее роскошным парком, который террасами спускается по склону холма. В парке есть часовня, небольшая башня, озера, пещеры с потайными ходами и колодцем с винтовой каменной лестницей, который использовался для обряда посвящения. Все это было сооружено в соответствии с масонскими взглядами и эзотерическими теориями, которые исповедовал Карвалью Монтейру.

В Синтру стоит прихватить с собой томик "Паломничества Чайльд-Гарольда": Байрон не просто побывал там в 1809 году, но и назвал город "новым раем", "где нет красотам меры и числа..." О пребывании Байрона в Синтре напоминает гостиница "Лoренс". В ней он, говорят, останавливался и даже писал отдельные строчки "Чайльд-Гарольда". От нее открывается прекрасный вид на город с огромными белыми трубами дворца Паласиу-Насионал. Рядом - ступени, ведущие вниз, в старую часть города. Сегодня они так и зовутся "Escadinhas Lord Byron" - "Лесенка Лорда Байрона".

"Лоренс" упоминается и в дневниках Ханса Кристиана Андерсена, гостившего в Синтре у своих португальских друзей летом 1866 года. В "Лоренсе" в конце прошлого века творил и классик португальской литературы Эса де Кейрош, увековечив имя тогдашней хозяйки отеля Джейн Лоренс в своих произведениях. В 1999 году гостиница вновь открыла свои двери для постояльцев после длительной и дорогой реставрации. Она считается самой старинной гостиницей на Пиренейском полуострове и одной из самых старинных в мире: "Лоренс" существует с 1780 года.

В районе Синтры есть несколько полей для гольфа. Самое известное - в Пенья-Лонга.

Синтра, Португалия
Синтра, Португалия

Колариш (COLARES) - поселок лежит на нижних склонах Серра-де-Синтра, обращенных к морю. Он до сих пор славится своим красным вином из редкого сорта винограда "рамишку", который практически исчез в других частях Европы. Дело в том, что здешние плантации не пострадали от филлоксеры, завезенной из Америки в конце XIX века и уничтожившей почти все виноградники соседних стран: насекомое, поедающее нежные корни, не могло проникнуть в плотные песчаные почвы атлантического побережья.

Мафра (MAFRA).

Этот монастырь расположен в 20 километрах к северу от Синтры. Ансамбль Мафры возник в 1707-1750 годах как грандиозный проект короля Жуана V, который в честь рождения наследника решил затмить испанский Эскуриал. Вначале, в 1717 году, возникло весьма скромное помещение для тринадцати францисканских монахов, но вместе с ростом богатств, поступавших королю из Бразилии, росли и аппетиты короля и его архитектора - обучавшегося в Италии немца Йоханна Фридриха Людвига (1670-1752 гг.). По свидетельствам современников, на строительстве монастыря трудилось до 50 тысяч человек. За главным фасадом длиной 220 метров располагаются 880 помещений, которые вряд ли когда-либо были обитаемы. Весь комплекс занимает площадь в 40 тысяч квадратных метров.

В архитектурной мастерской Мафры под руководством Людвига и других иностранцев выросло целое поколение португальских строителей и художников, в том числе величайший скульптор Жоакин Машаду де Каштру.

Самыми интересными помещениями монастыря являются аптека, больница, дормиторий и кухня, но на первом месте стоит его библиотека с 40 тысячами томов, среди которых есть уникальные экземпляры, в том числе и первое издание знаменитой поэмы "Лузиады" Луиса де Камоэнса. Сейчас этот монастырь-дворец превращен в музей (10:00-16:45, закрыт по втроникам).

Неподалеку от Мафры находится городок Буселаш, который славится одним из лучших в стране белых вин, которые делают из винограда сорта "аринту".

В Синтру из Лиссабона ходит электричка (с вокзала Россиу). Однако к мысу Кабу-да-Рока, монастырю Мафра и ко всем городкам и курортам, лежащим за Тежу, можно добраться только на автомобиле.

На противоположном берегу Тежу, к югу и востоку от Лиссабона тоже немало интересных и живописных мест, хотя достопримечательности и не сконцентрированы там, как, например, в районе Синтры. Побережье расположенного южнее полуострова Сетубал известно как Кошта-Азул (COSTA`AZUL) "Голубой берег" - очень зеленый живописный берег.

Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону
Экскурсии по Лиссабону

Запрос тура

Имя *
Телефон *
E-mail *
Количество человек: 
Предполагаемые даты поездки: 
Количество дней: 
Категория отеля: 
Перелет:   нужен
Город вылета: 
Виза:   нужна
Трансфер:   нужен
Рассылка СПО (не чаще 2-3 раз в неделю):   нужна
Являюсь постоянным клиентом компании:   да
Комментарий:
(дополнительные пожелания,
удобное время и способ связи)
* - поля, обязательные для заполнения
Комментарий посетителя: 
  
Туры Португалия

Нам доверяют
Нам доверяют
Рекомендуем


ООО Студия индивидуального отдыха и туризма "Свои Люди"
105062, Россия, г. Москва, Лялин переулок, д. 9, стр.1, подъезд 1
Телефон: +7 (495) 660-49-33, факс: +7 (495) 917-24-75, info@svoiludi.ru
Использование материалов с сайта www.svoiludi.ru только с письменного разрешения компании ООО Студия индивидуального отдыха и туризма "Свои Люди"
Запросить обратный звонок специалиста
отправить
Запрос тура
отправить
Запрос тура
отправить